Главная > Кинопроизводство > Как снимают невесомость в кино секреты спецэффектов

Алексей Венидиктов
252

Киновед. Анализирую нарративные структуры в современном театре и авторском кино.
315
1 минуту

Как в кино летают, когда гравитация не разрешает

Вы когда-нибудь замирали перед экраном, глядя, как Сандре Буллок или Мэттью Макконахи медленно и грациозно парят в абсолютной тишине космоса? Возникала ли мысль: «Как они это сняли? Это же явно не компьютерная графика в каждом кадре». И вы правы. Создание убедительной невесомости — это, пожалуй, один из самых сложных и дорогих челленджей для кинематографистов. Это не про CGI, который можно дорисовать потом. Это про физику, инженерный гений, актерское мастерство до седьмого пота и иногда про очень крепкий вестибулярный аппарат.

```html

За почти сто лет кино о космосе мастера спецэффектов перепробовали всё: от веревок, покрашенных в цвет фона, до отправки съемочной группы на МКС. И каждый раз это была битва с законами земного притяжения, бюджетом и здравым смыслом. Сегодня мы заглянем за кулисы самых знаменитых космических саг и разберем по косточкам, как рождается одна из главных киноиллюзий.

Почему это так сложно? Потому что наш мозг, живущий в мире тяжести, мгновенно считывает фальшь. Неправильно «поплывшая» рука, неестественный разворот тела или предмет, который падает не так — и магия разрушена. Зритель перестает верить. А значит, все труды насмарку.

Дедовские методы: тросы, барабаны и советский гений

Начнем с азов. Самый очевидный способ заставить человека парить — это просто его подвесить. Но в кино все не так просто. В первых же попытках, как в немой «Женщине на Луне» Фрица Ланга, актеры откровенно висели на видимых веревках, и это выглядело комично. Прорыв случился в СССР, в фильме «Космический рейс» (1935). Константин Циолковский, консультировавший картину, требовал научной достоверности. Инженеры придумали гениальную вещь: трос, на котором висел актер, заставляли мелко-мелко вибрировать с определенной частотой. Для камер того времени эта дрожь делала трос практически невидимым. Просто, как все гениальное.

Изображение

Еще одна советская находка — «барабан» Павла Клушанцева. В его научно-фантастической ленте «Дорога к звездам» (1957), снятой еще до полета Гагарина, была показана поразительно точная невесомость. Кабину корабля с актером, светом и оператором помещали внутрь большого вращающегося цилиндра. Группа просто катала этот барабан по павильону. Для камеры, закрепленной внутри, мир переворачивался, и актер мог «идти» по стене или потолку. Этот принцип позже станет основой для мега-конструкций Кубрика и Нолана.

Классика жанра: тросы, которые нужно «играть»

Даже сегодня, в эпоху суперкомпьютеров, старые добрые тросы (или, правильнее, системы подвесов) — это хлеб и вода космического кино. Но теперь это высокотехнологичные системы с противовесами и компьютерным управлением, а тросы потом затирают на постпродакшене. Главная сложность здесь — не техника, а актер.

Представьте: вас подвесили в неудобной позе на почти невидимых страховочных стропах. Вас раскачивают. А вам нужно изобразить состояние полного покоя, расслабленности и невесомого парения. Каждое движение должно быть медленным, плавным, будто под водой. Сандре Буллок для «Гравитации» говорили: «Двигайся на 30% от своей обычной скорости». Она месяцами тренировалась и слушала эмбиент, чтобы войти в это «космическое» состояние.

Изображение
«Мы напрягали все тело и прилагали невероятные усилия, чтобы казалось, будто мы парим в воздухе без всякого труда», — вспоминал Джейк Джилленхол о съемках «Живого», где вся невесомость была снята на тросах.

Вот в чем парадокс: чтобы выглядеть невесомым, актер должен быть невероятно собранным и физически сильным. Владимир Вдовиченков, снимавшийся в «Салют-7», рассказывал, что главным был не мышечный корсет, а «наработка балансировки, умения владеть своим телом» в самых неестественных положениях.

Инженерное безумие: когда вращается весь мир

А что, если нужно показать не просто парящего человека, а целый мир, где «пол» может быть где угодно? Тут в дело вступают инженеры. Апофеозом этого подхода стала «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. Чтобы снять сцену, где стюардесса ходит по круговому коридору станции, был построен огромный вращающийся барабан-коридор. Камера стояла неподвижно в центре, а декорация вращалась вокруг нее. Девушка просто шла по вращающемуся полу, но для зрителя она шла по стене. Для сцены пробежки астронавта по ободу станции построили гигантскую 10-метровую центрифугу стоимостью в три четверти миллиона долларов (по меркам 60-х!).

Изображение

Кристофер Нолан, вдохновленный Кубриком, пошел еще дальше в «Начале». Знаменитый бой в вращающемся коридоре отеля — это не компьютерная графика. Это реальная вращающаяся декорация весом в несколько тонн, внутри которой на тросах и без них работали актеры и каскадеры. Джозеф Гордон-Левитт называл этот съемочный павильон «хомячьим колесом» и признавался, что заработал синяков больше, чем за все предыдущие роли.

  • Советский ответ: В «Москве-Кассиопее» (1974) использовали тот же принцип. Космонавт наступал на тюбик суперклея, и его нога прилипала к «полу». Пока он стоял, коридор вращался, и следующий астронавт, чтобы обойти его, шел уже по потолку. Для этого в момент стоп-кадра живого актера заменяли на приклеенный манекен.

Экстрим по-голливудски: «Рвотная комета»

А что, если отказаться от имитации и снимать в реальной невесомости? Звучит как идея безумца, но именно так поступил Рон Ховард на съемках «Аполлона-13» (1995). Для этого арендовали самолет NASA KC-135, известный как «Vomit Comet» («Рвотная комета»). Этот самолет летает по параболической траектории: резкий подъем, а затем такое же резкое падение. В верхней точке параболы на 20-25 секунд наступает состояние невесомости.

Именно в эти 20-секундные окна и снимали все сцены внутри корабля. Представьте: «Мотор!» — и актеры (Том Хэнкс, Кевин Бейкон, Билл Пэкстон) и оператор начинают свободно плавать по салону. «Стоп!» — и самолет выходит из пике, на всех наваливается перегрузка в 2g. И так снова и снова. За две недели съемочная группа совершила 612 таких парабол. Актеры принимали таблетки от укачивания, но, как вспоминал Кевин Бейкон, «рвотные инциденты» были неизбежны. Все декорации и камера были жестко закреплены, а вот актеры и мелкий реквизит уплывали куда хотели, срывая дубли.

Цифровая эра: куб света и хромакей

С развитием компьютерной графики казалось, что проблема решена. Но просто нарисовать парящего человека — скучно и не убедительно. Нужна была новая философия. Альфонсо Куарон в «Гравитации» (2013) нашел ее. Он отказался и от «кометы» (25 секунд — слишком коротко для его длинных планов), и от традиционного хромакея.

Вместо этого был построен «световой бокс» — огромный куб 3x3 метра, стены которого состояли из 4 миллионов светодиодов. На них в реальном времени проецировалось компьютерное изображение космоса, Земли, станции. Сандру Буллок помещали внутрь на сложной системе подвесов, и она, видя вокруг себя реалистичную картинку, могла естественно реагировать на происходящее. Камера, управляемая роботом, двигалась вокруг нее по запрограммированной траектории. В итоге Куарон получил свои знаменитые непрерывные 10- и 15-минутные планы, где актриса и мир вокруг нее существуют в единой, безупречно выверенной реальности.

Более традиционный, но не менее виртуозный подход — комбинация подвесов и хромакея. Так снимали «Интерстеллар» и «Марсианина». Актеров на тросах снимали на фоне зеленого экрана, а потом «встраивали» в цифровые декорации корабля. Но и здесь ключ — в движении актера. Кристофер Нолан, известный своим минимальным использованием CGI, заставлял Мэттью Макконахи и других актеров долго тренироваться, чтобы их тело «запомнило» физику невесомости.

Вершина эволюции: когда кино снимают в космосе. По-настоящему

Все методы, о которых мы говорили, — это симуляции. А можно ли снять невесомость в самой невесомости? Еще несколько лет назад это казалось фантастикой. Но в 2021 году российская съемочная группа во главе с режиссером Климой Шипенко и актрисой Юлией Пересильд отправилась на Международную космическую станцию, чтобы снять фильм «Вызов».

Это уже не трюк и не имитация. Это документальная съемка условий настоящего космического полета. Актерам и оператору (им стал космонавт Антон Шкаплеров) пришлось работать в условиях, где нет «верха» и «низа», где каждый предмет надо фиксировать, а камера не стоит на штативе. Итог — 35 минут экранного времени, снятых на орбите. Это абсолютный прорыв, меняющий саму парадигму космического кино. Теперь планка реализма поднята до недосягаемой высоты, в прямом и переносном смысле.

«Безумно скучаю по МКС. В полете мне было невообразимо хорошо. Как, почему-то, почти не бывает на Земле», — делилась позже Юлия Пересильд.

Так какой же способ — лучший?

Универсального ответа нет. Выбор метода — всегда компромисс между режиссерским замыслом, бюджетом и временем.

  • Тросы и подвесы — основа основ. Относительно доступны, дают контроль, но требуют титанической работы от актера.
  • Вращающиеся декорации — дорого, сложно, но незаменимо для создания «мира с другой гравитацией».
  • Параболические полеты — максимальный реализм для коротких сцен, но адская нагрузка на всех участников и запредельная стоимость.
  • Цифровые технологии (световые боксы, хромакей) — дают неограниченную свободу для камеры и фантазии, но требуют безупречной интеграции CG и живой игры.
  • Съемки в космосе — абсолютный реализм, но пока что запредельно сложная и единичная практика.

Искусство создания невесомости в кино — это история о том, как хитрость, терпение и технологический гений побеждают самый фундаментальный закон нашей планеты. В следующий раз, увидев на экране парящего астронавта, вы будете знать: за этой кажущейся легкостью стоят месяцы тренировок, тонны металлических конструкций, тысячи строк кода и, возможно, несколько ведер, стратегически расставленных по съемочной площадке на случай внезапной встречи с «рвотной кометой». И в этом весь секрет магии кино: чем сложнее иллюзия, тем проще в нее верится.

```

Еще от автора

Почему одни диалоги цитируют годами, а другие забывают, едва закрыв страницу?

Вот вам простая правда: диалог — это самая обманчивая часть писательского ремесла. Кажется, что говорить умеют все, а значит, и писать разговоры — проще простого. Начинающий автор радостно строчит страницы "болтовни", уверенный, что создает живость и характер. А потом его рукопись тихо пылится на полке редактора, который отложил её на третьей странице. Почему? Потому что хороший диалог — это не запись разговора. Это его концентрат, его квинтэссенция, его двойное дно.

Вам когда-нибудь было интересно, как актер в кадре лихо рулит по серпантину, а в салоне при этом идеально видно его лицо и слышно каждый шепот?

Забудьте про гонки по ночному городу с одной камерой на лобовом стекле. Создание автомобильной сцены в кино — это сложнейшая инженерная и логистическая операция, где за две минуты экранного времени могут стоять месяцы работы целой команды профессионалов. Это мир, где машины разбирают на части, строят заново, управляют с крыши, а иногда и вовсе заменяют ярко-зеленым сукном.

Правда и мифы о том, кто на самом деле изобрел кино

Практически каждый назовет братьев Люмьер, Париж и 28 декабря 1895 года. И будет по-своему прав. Но если копнуть чуть глубже, история оказывается куда сложнее и увлекательнее. Полна она интриг, исчезновений, судебных тяжб и десятков гениев, которые почти одновременно по всему миру бились над одной задачей: заставить картинку двигаться. Так кто же все-таки изобрел кинематограф? Давайте разбираться без глянца и школьных учебников.

Вы наверняка думаете, что снять кино – это фантастика

Зал с креслами-реклайнерами, гул толпы на красной дорожке, десятки миллионов долларов бюджета – да, такое кино снимают. Но это лишь вершина айсберга, голливудская сказка. Настоящее кино, то, что трогает за душу, может родиться в вашей квартире, на заброшенной даче или в соседнем парке. Оно начинается не с денег, а с идеи, которая не дает спать по ночам.

Еще по теме

Записка из прошлого: Андрей Миронов рассказывает, как снимают кино

Есть вещи, которые живут в памяти поколений, передаются из уст в уста и становятся частью профессионального фольклора. У актеров, режиссеров и просто киноманов старой школы есть такой секретный код, пароль в мир настоящего кинематографа. Это не учебник, не мемуары и не документальный фильм. Это – моноспектакль Андрея Миронова, записанный на радио в 1978 году, который все знают по короткому, ёмкому названию «Как снимают кино». И если вы никогда его не слышали, значит, вы пропустили один из самых искренних, смешных и пронзительных уроков актерского мастерства и любви к профессии.

Вам когда-нибудь было интересно, как актер в кадре лихо рулит по серпантину, а в салоне при этом идеально видно его лицо и слышно каждый шепот?

Забудьте про гонки по ночному городу с одной камерой на лобовом стекле. Создание автомобильной сцены в кино — это сложнейшая инженерная и логистическая операция, где за две минуты экранного времени могут стоять месяцы работы целой команды профессионалов. Это мир, где машины разбирают на части, строят заново, управляют с крыши, а иногда и вовсе заменяют ярко-зеленым сукном.

Что на самом деле происходит на съёмочной площадке, когда звучит команда «Огонь!»?

Выстрел в кино — это магия, где за доли секунды на экране смешиваются страх, адреналин и чистейший художественный обман. Мы видим вспышку, дым, летящую гильзу, а иногда и кровавое пятно на груди героя. Но за этой долей секунды, которая заставляет нас схватиться за подлокотник кресла, стоят часы подготовки, километры проводов, тонны перестраховки и десятки людей, чья главная задача — не снять эффектный кадр, а сделать так, чтобы все живыми и здоровыми ушли со съёмочной площадки.

А что, если фильм можно снять уже сегодня? Даже если в кармане пусто

В голове крутятся образы, диалоги, целые сцены. Камера ловит ракурсы на каждом углу, а вы смотрите на мир, как на готовую декорацию. Но когда дело доходит до дела, первая же мысль — денег нет. И идея тихо уползает в дальний ящик. Знакомо?

От заварушки в подворотне до голливудского блокбастера: как на самом деле снимают драки в кино

Вы смотрите экшн-сцену. Кулаки летят со свистом, ноги описывают невероятные дуги, а противники падают с таким грохотом, что, кажется, чувствуешь вибрацию через экран. И в голове неизбежно проносится мысль: как они это делают? Насколько это по-настоящему? Неужели Киану Ривз каждый раз ломает пальцы, снимаясь в «Джоне Уике»?

От иллюстрации к диктатуре: как музыка из служанки изображения стала главным соавтором режиссера

Великий немецкий философ Теодор Адорно, критикуя раннее звуковое кино, пренебрежительно называл музыку в нем "косметикой". Служанкой, чья задача — прикрыть несовершенства монтажа, добавить "красивостей" там, где не хватает драмы. Сегодня, спустя почти век, его слова звучат как курьез. Представить современное кино без музыки — все равно что представить мир без воздуха. Мы его не всегда замечаем, но без него всё просто перестает существовать.