Главная > Кинопроизводство > Как снимают кино про зомби процесс создания зомби хоррора

Анна Зарецкая
34

Киноаналитик. Изучаю визуальный язык кинематографа и его влияние на восприятие.
191
1 минуту

Секреты подземелья: как на самом деле оживляют мертвецов для большого экрана

Вот мы с вами сидим в кино, жуем попкорн и смотрим, как по экрану ковыляет очередная толпа зомби. Мозг отключается, включается адреналин. Но когда занавес закрывается и включается свет, в голове часто щёлкает вопрос: а как они это сделали? Откуда берутся эти толпы разлагающихся, но таких убедительных монстров? Это не магия и не чистая цифра. Это сложный, часто грязный и очень творческий конвейер, где на равных работают художник с кисточкой из латекса и программист, пишущий код для симуляции разложения плоти.

Процесс создания зомби-хоррора — это всегда анатомия страха. Сначала его придумывают в сценарии, потом лепят в гипсе и резине, а затем оживляют на съёмочной площадке и доводят до идеала в мрачных комнатах с мониторами. И поверьте, история каждого прыгающего китайского цзяньши, каждого безумно быстрого заражённого из «28 дней спустя» и каждого грибкового монстра из «Последних из нас» — это отдельная сага о технологиях, бюджете и чистой изобретательности.

Давайте отправимся в это путешествие по кухне жанра. Без пафоса, без воды. Только то, как это работает на самом деле — от первого наброска сценариста до финального вопля в кинозале.

С чего всё начинается: сценарий, или Придумать правила конца света

Первый кирпичик любого зомби-фильма — не грим и не спецэффекты, а правила. Мир должен рухнуть по определённому, понятному зрителю сценарию. Что это за вирус? Как передаётся? Что делает с людьми? Быстрые зомби или медленные? Сохраняют ли они тень личности или это чистые хищники? Ответы на эти вопросы диктуют всё дальнейшее производство.

Изображение

Классика Джорджа А. Ромеро, например, установила «библию»: медленные, тупые, но неудержимые мертвецы, которые плодятся через укусы и жаждут плоти. Это рождало клаустрофобию и социальную сатиру. А потом пришли «28 дней спустя» с их вирусом «ярости» и переписали правила: зомби стали молниеносными, невероятно агрессивными животными. Это сразу потребовало другой хореографии, другого монтажа, другого визуального языка — дёрганой камеры, резких склеек, ощущения паники.

«Зомби — это твои враги, которых можно теперь убивать раз за разом. Зомби — это твой сосед, который тебе всегда не нравился. Зомби — это также соседская девушка, к которой ты всегда мечтал подкатить», — так рассуждали японские режиссёры, переосмысливая жанр в нулевых.

Сценарий — это ещё и выбор метафоры. Зомби давно перестали быть просто монстрами. Это могут быть:

  • Социальная сатира (потребительство в «Рассвете мертвецов» Ромеро).
  • Аллегория на пандемию (что мы отлично прочувствовали в последние годы).
  • История о выживании и человечности («Ходячие мертвецы», «Последние из нас»).
  • Чистое комедийное безумие («Зомби по имени Шон»).

От выбранной метафоры зависит всё: тон фильма, характеры героев и, что важно для нашей темы, — внешний вид и поведение самой нечисти.

От гипса до пикселя: эволюция зомби-грима и спецэффектов

А теперь к самому вкусному — к тому, как эти твари обретают плоть. Или её иллюзию. Тут история — это путь от кустарного цеха к голливудскому конвейеру, который сегодня представляет собой гибрид старых добрых практических эффектов и новейших цифровых технологий.

Изображение

Эпоха латекса и кетчупа: практические эффекты

Всё началось с простого. В «Ночи живых мертвецов» (1968) Ромеро обходился практически подручными средствами. Бледный грим, тёмные круги под глазами, одежда в грязи. Для сцен укусов и оторванных кишок использовали латекс, желатин, сироп и, конечно, кетчуп. Звучит смешно, но в чёрно-белом изображении это работало на ура, создавая нужное ощущение грубого, документального ужаса.

Расцвет практического грима пришёлся на 80-е и 90-е. Такие мастера, как Том Савини (снова работавший с Ромеро), превращали создание зомби в высокое искусство. Появились:

  1. Протезы из вспененного латекса — целые куски «разлагающейся» кожи, которые клеили на лицо и тело актёра.
  2. Механические аниматронные куклы для сложных сцен — например, когда зомби разрывают на части.
  3. Сложные контактные линзы, чтобы сделать взгляд мутным и неживым.

Прелесть практических эффектов в их осязаемости. Актер чувствует на лице холодную резину, партнёры видят перед собой реальный, физический объект. Эта химия незаменима. Даже сегодня, в эпоху CGI, ни один крупный проект не обходится без команды гримёров-скульпторов.

Изображение

Цифровое нашествие: CGI и гибридные технологии

С приходом «28 дней спустя» и «Обители зла» масштаб бедствия изменился. Нужны были не десятки, а сотни и тысячи зомби. Снимать такую массовку с полноценным гримом — неподъёмно по бюджету и времени. Здесь на сцену вышли компьютерные технологии.

Современный процесс часто выглядит так:

  • Фоновые орды создаются цифровыми методами. Снимается группа каскадёров (20-50 человек), их движение копируется (цифровой дубль), размножается, немного рандомизируется — и вот уже по пустынному городу шагает армия из 10 000 мертвецов.
  • Сложные сцены разложения — это симуляции. Отваливающаяся челюсть, вытекающие внутренности, реалистичные раны — сегодня это часто делают на компьютере. Программы вроде Houdini могут просчитать поведение мягких тканей, жидкостей с невероятной точностью.
  • Гибридный подход — золотой стандарт. Взять «Последние из нас». Грибковые наросты на лице заражённого — это протезный грим. Но когда этот нарост начинает шевелиться, пульсировать или из него пробиваются щупальца — это уже CGI, наложенный поверх снятого материала. Сначала актёра снимают с точками трекинга на лице, потом накладывают грим для крупных планов, а в постпродакшене цифровые художники «оживляют» инфекцию.
«Технология не цель, а инструмент. Современные зомби — это результат междисциплинарного подхода, где границы между практическими эффектами и цифровыми технологиями постепенно исчезают».

Восточная экзотика: когда зомби — это не про вирус

Пока Голливуд шлифовал технологии, Азия придумывала своих мертвецов, с совершенно другой мифологической подкладкой. Это не просто локализация жанра, а самостоятельные вселенные.

Китай и Гонконг: цзяньши, или «прыгающие вампиры». Это не совсем зомби в нашем понимании. Это ожившие под действием магии даосского колдуна трупы, которые из-за трупного окоченения могут только прыгать. Их не интересует мозг или плоть — они высасывают жизненную энергию «ци». Борются с ними не огнестрелом, а персиковыми мечами, заклинаниями и клейким рисом, как в культовой серии «Мистер Вампир». Это уникальный сплав хоррора, комедии и боевика, который на Западе просто не мог появиться.

Япония: от скуки к сюрреализму. Японцы, у которых в мифологии и так полно жути, сначала отнеслись к зомби прохладно. А потом решили, что если уж снимать, то с полным абсурдом. Так родились «Зомби-суши», «Задница зомби» или «Туалет живых мертвецов». Здесь ставка делалась не на реализм, а на гипертрофированный, почти мультяшный гротеск. Это кино режиссёров-гримёров, для которых сам процесс создания уродливой куклы-монстра был важнее стройности сюжета.

Корея: социальный вирус. Корейцы взяли голливудскую форму и наполнили её своим, остросоциальным содержанием. «Поезд в Пусан» — это не просто про зомби в поезде. Это про классовое расслоение, про эгоизм и альтруизм под давлением, про специфически корейскую публичную истерику. Режиссёр Ён Сан-хо говорил, что идея пришла ему, когда он наблюдал за яростными демонстрациями: «Бешеный у нас народ стал, на людей бросается». Его зомби — это метафора слепой, заразительной ярости, охватившей общество.

Съёмка: как заставить орду двигаться (и не сойти с ума)

Итак, сценарий есть, актёры в гриме или готовые CGI-модели ждут. Как проходит сам день съёмок? Организовать движение толпы зомби — это отдельная наука.

Часто для этого нанимают хореографа по движению или специалиста по сценическому бою. Он разрабатывает «лексикон» для зомби: как они ходят, как падают, как набрасываются. Должна быть разница между свежим зомби и тем, который разлагается уже полгода. Всё это репетируется с каскадёрами и статистами.

Иногда режиссёры идут на радикальные эксперименты с техникой, чтобы добиться уникального ощущения. Вспомним «28 лет спустя». Дэнни Бойл, чтобы передать хаос и множественность углов зрения в мире после апокалипсиса, использовал установки из 10 или даже 20 смартфонов iPhone.

  • Зачем? iPhone — современный аналог любительской камеры из первого фильма. Это даёт ту самую «домашнюю», документальную эстетику.
  • Что это даёт? Одна такая установка охватывала 180 градусов. При монтаже можно было мгновенно переключаться между двадцатью разными ракурсами одной и той же сцены, создавая эффект полного погружения и хаоса. Плюс невероятная мобильность — такую «камеру» можно засунуть куда угодно.

Для масштабных сцен с CGI-ордами используется технология motion capture. Несколько каскадёров в костюмах с датчиками исполняют разные типы движений в павильоне. Потом эти движения «назначаются» цифровым моделям, создавая иллюзию живого, неоднородного движения толпы.

Финал: монтаж, звук и магия постпродакшена

Сырые съёмки — это ещё не фильм. Особенно фильм ужасов. 50% страха рождается на монтаже и в звуковой лаборатории.

Монтаж задаёт ритм. Столкновение с медленным зомби — это нагнетание напряжения, долгие планы. Атака быстрых заражённых — это рваный, агрессивный монтаж, обрывающийся на самом страшном.

Звук — это душа монстра. Скрип сухожилий, бульканье в горле, специфический рык (который часто создаётся из звуков животных, обработанных через фильтры), шелест волочащихся ног. Отдельная история — звук разрыва плоти. Тут в ход идут мокрые полотенца, арбузы, сырое мясо — фантазия звукорежиссёров безгранична.

И наконец, цветокоррекция. Зомби-хоррор редко бывает ярким и сочным. Чаще это приглушённые, землистые, серо-зелёные тона, которые подсознательно навевают мысли о гнили и смерти. Или, наоборот, контрастная, неоновая палитра в постапокалиптических пустошах, как в «Безумном Максе».

Так из сотен маленьких кусочков — идеи, гипса, пикселей, скрипа и крика — и рождается тот самый зомби, который потом будет преследовать вас по ночам. Главный секрет, который я вынес из всех этих лет наблюдений, прост: самые страшные монстры получаются там, где технология служит истории, а не наоборот. Неважно, сделана рана из латекса или сгенерирована на суперкомпьютере. Важно, чтобы в ней, в этом монстре, мы узнавали что-то пугающе человеческое. Или, что ещё страшнее, — самих себя в день всеобщего помешательства.

Еще от автора

Как русские стали космонавтами в ушанках и почему мы над этим смеемся?

Вы смотрите голливудский блокбастер про спасение мира. По сюжету команда героев прибывает в Россию за помощью. И вот он — наш соотечественник: бравый военный или ученый. Он небритый (или, наоборот, слишком ухоженный для суровых реалий). На нем обязательно надета шапка-ушанка, даже если действие происходит в кабинете Кремля или на борту космической станции. Он говорит с чудовищным акцентом, перемежая английскую речь словами «водка», «товарищ» и «бабушка». Вы сжимаетесь от смеси стыда и смеха. Поздравляю, вы только что увидели классическую «клюкву».

Можно ли написать сценарий ТВ-драмы за 150 дней, если знать, как устроен её мир

Вы смотрите новый сезон любимого сериала и ловите себя на мысли: «А ведь я тоже могу так придумать». Идеи роятся в голове, образы героев просятся на бумагу, но когда садишься писать, всё рассыпается. Первая серия выходит кривой, диалоги звучат фальшиво, а сюжетная линия куда-то пропадает к третьей странице. Знакомо? Проблема не в отсутствии таланта, а в отсутствии системы. Создание сериала — это не спонтанное вдохновение, а инженерная работа по строительству целой вселенной.

Вы написали шедевр. Что дальше? Отправляем сценарий в мир, а не в пустоту

Поздравляю. Текст дописан, последняя точка поставлена. Вы держите в руках (или скорее в файле) не просто текст, а целый мир — вашу историю, ваших героев, ваше кино. И теперь наступает самый волнительный и, скажем честно, самый запутанный момент: что с этим делать? Куда нести? Кому показывать?

Как фильм становится настолько плохим, что его помнят десятилетиями?

Есть шедевры, которые меняют кино. А есть фильмы, которые меняют наше представление о том, как низко может пасть киноискусство. Их не любят, над ними смеются, их проклинают, но их помнят. Почему? Потому что они совершили невозможное: превратили кинопросмотр в коллективный опыт страдания, недоумения и чистого, ничем не разбавленного трэша. Это не просто неудачные проекты. Это монументы человеческой самоуверенности, творческой беспомощности и сценарного безумия, возведённые на костях многомиллионных бюджетов и разбитых карьер.

Еще по теме

Как русские стали космонавтами в ушанках и почему мы над этим смеемся?

Вы смотрите голливудский блокбастер про спасение мира. По сюжету команда героев прибывает в Россию за помощью. И вот он — наш соотечественник: бравый военный или ученый. Он небритый (или, наоборот, слишком ухоженный для суровых реалий). На нем обязательно надета шапка-ушанка, даже если действие происходит в кабинете Кремля или на борту космической станции. Он говорит с чудовищным акцентом, перемежая английскую речь словами «водка», «товарищ» и «бабушка». Вы сжимаетесь от смеси стыда и смеха. Поздравляю, вы только что увидели классическую «клюкву».

Кто на самом деле король мирового проката: наивный вопрос с очень хитрой математикой

Если бы вам прямо сейчас предложили назвать самый кассовый фильм в истории, что бы вы сказали? Скорее всего, "Аватар". И будете по-своему правы. Но представьте лицо вашего друга, который в ответ на это заявит: "Нет, самый кассовый — это "Унесенные ветром", и вот тут начинается самое интересное.

Сколько стоит мечта: правда о бюджетах самых дорогих фильмов в истории

Вы когда-нибудь смотрели на экран, где сражаются целые армии роботов или расцветает светящийся инопланетный лес, и думали: "И сколько же это стоило?" Индустрия кино уже давно перешагнула границы простого развлечения, превратившись в поле для финансовых рекордов, где цифры с шестью и даже семью нулями — это не сценарий, а суровая бухгалтерия. Речь идет не просто о больших деньгах, а о настоящих экономических дерзостях, сравнимых с бюджетами небольших государств.