Главная > Кинопроизводство > Как снимают автомобильные сцены в кино секреты съемок

Алексей Венидиктов
252

Киновед. Анализирую нарративные структуры в современном театре и авторском кино.
930
1 минуту

Вам когда-нибудь было интересно, как актер в кадре лихо рулит по серпантину, а в салоне при этом идеально видно его лицо и слышно каждый шепот?

Забудьте про гонки по ночному городу с одной камерой на лобовом стекле. Создание автомобильной сцены в кино — это сложнейшая инженерная и логистическая операция, где за две минуты экранного времени могут стоять месяцы работы целой команды профессионалов. Это мир, где машины разбирают на части, строят заново, управляют с крыши, а иногда и вовсе заменяют ярко-зеленым сукном.

Реальность кинопроизводства далека от спонтанности. Пока вы видите на экране безумную погоню, за кадром десятки людей двигаются с точностью швейцарских часов, а автомобили часто едут со скоростью пешехода. Секрет в том, чтобы заставить вас поверить в обратное. И для этого в арсенале режиссера и оператора есть целый парк специального транспорта и хитроумных приспособлений.

Давайте откроем дверь в этот гараж и посмотрим, какие инструменты создают ту самую магию скорости, опасности и драмы, не выходя за рамки бюджета и страховки.

Фундамент: когда машина стоит, а мир движется

Самый старый и в каком-то смысле базовый способ. Его корни уходят в начало XX века, когда автомобиль с актерами ставили перед большим экраном, на который проецировали запись дороги. Сегодня вместо проектора — гигантские зеленые или синие экраны (хромакей). Машина надежно закреплена в павильоне, а операторы и световики имеют полный контроль над каждым лучом света, каплей дождя на стекле и эмоцией на лице актера.

Изображение

Плюсы очевидны: безопасность, комфорт для актеров (не нужно трястись по ухабам), идеальный звук и полная власть над окружением. Помните долгие диалоги в салоне в фильме «Лок» с Томом Харди? Практически весь фильм снят именно так. Автомобиль стоит на площадке, колеса могут быть сняты, а руль крутит сам актер, не заботясь о дороге.

Но есть и минус: чтобы сцена «задышала», требуется титаническая работа художников по компьютерной графике (CG), которые должны идеально совместить статичную машину с динамичным фоном, просчитать свет, тени, отражения. Если сделать это плохо, зритель моментально почувствует фальшь.

Процесс-трейлер и тележка: золотая середина контроля и реализма

Когда нужно больше реального движения, но сохранить контроль над съемкой, на помощь приходит классика жанра — эвакуатор для кино. Точнее, его специализированные версии.

Изображение
  • Процесс-трейлер (Process Trailer): Это низкорамная платформа, на которую и загружают автомобиль-актер. Платформу тянет тягач, а съемочная группа (оператор, ассистенты, иногда режиссер) размещается либо в самом тягаче, либо на специальной площадке сзади или спереди. Они едут параллельно, снимая актеров в салоне. Дорога под колесами платформы — настоящая, что дает естественную тряску и фон. Но у способа есть ограничение: машина находится выше уровня дороги, и в кадр могут попасть колеса платформы или тросы, что вынуждает операторов быть осторожными с ракурсами.
  • Тележка (Tow Dolly): Более простая и маневренная штука. Передние колеса автомобиля ставятся на небольшую буксируемую тележку, задние остаются на дороге. Это позволяет машине двигаться более естественно, особенно если нужны кадры сзади, где видна дорога под задними колесами. Идеально для сцен неспешной езды по городу.

Эти методы — хлеб и масло для большинства диалоговых сцен в машине. Они относительно дешевы, безопасны и предсказуемы. Но что делать, если нужен сложный, динамичный кадр, где камера должна летать вокруг машины, заглядывать в окна и следовать за актерами?

Русская рука и камеракары: балет камеры на скорости

Здесь мы переходим к высшему пилотажу. Для съемок головокружительных погонь и облетов нужны не просто машины, а целые мобильные киносъемочные комплексы.

Изображение

«Russian Arm» — это не просто бренд, а ставшее нарицательным название для операторского крана с дистанционно управляемой гиростабилизированной камерой на конце. Его прообраз действительно родился из советских военных технологий стабилизации танковых орудий. Система монтируется на крышу мощного и быстрого автомобиля-носителя (часто черные внедорожники в матовой окраске, чтобы не давать бликов).

Этот кран может выдвигаться, поворачиваться и наклоняться, а гиростабилизатор гасит все колебания, делая картинку невероятно плавной даже на скорости под 200 км/ч. Именно так снимают знаменитые облеты машины героя на фоне мелькающих пейзажей.

Такой автомобиль-носитель с краном называют камеракар. Для них переделывают всё, что может быстро ехать: от Porsche Cayenne до Ferrari. У последней, кстати, для монтажа силовой конструкции часто снимают капот и багажник. Представьте картину: Ferrari без капота, с краном на крыле, несется по трассе, а оператор из салона другого автомобиля управляет камерой, которая в это время плавно пролетает в сантиметрах от двери другой машины.

Изображение

Франкенштейны для одного кадра: уникальные гибриды

А что если режиссеру-перфекционисту нужно нечто большее? Если нужна длинная, непрерывная сцена внутри автомобиля, где камера должна свободно перемещаться от лица водителя к лицу пассажира на заднем сиденье, выходить в окно и снова возвращаться? Стандартные методы не подходят.

Тогда рождаются уникальные конструкции. Классический пример — гибрид, построенный для фильма Альфонсо Куарона «Дитя человеческое». Для знаменитой четырехминутной сцены атаки на автомобиль инженеры взяли кузов Fiat Multipla, срезали с него крышу и установили на специальную тележку с отдельным местом для водителя. Поверх кузова проложили рельсы, по которым камера могла двигаться вдоль и поперек салона.

Лобовое стекло этого «франкенштейна» откидывалось, чтобы камера могла отъехать далеко назад и показать общий план. А отсутствующую крышу, битое стекло и пули позже дорисовали на компьютере. Но основа — та самая безупречно снятая длинная «живая» сцена — была создана именно этой чудо-машиной.

Каскадерская магия: когда машиной правят с крыши

Все методы выше хороши, но как снять сцену, где машина на полном ходу выполняет невероятные трюки: вращения, прыжки, езду на двух колесах? Или где за рулем должен сидеть актер, который не умеет так водить?

Ответ — каскадерские дублеры и специально построенные машины. Часто для этого используются автомобили с дистанционным или скрытым управлением. Самый эпичный вариант — так называемая «призрачная» машина. Внешне это обычный Land Rover или Aston Martin, но внутри — сварная клетка, а на крыше, в специальной капсуле, сидит профессиональный каскадер. Он и управляет автомобилем через систему гидравлических или электронных приводов.

Бен Коллинз, бывший каскадер Top Gear, управлявший таким Defender в «007: Координаты „Скайфолл“», рассказывал, что руль был практически «пустым»: его нужно было крутить в два раза быстрее, сигналы передавались с задержкой, а обратной связи от дороги не было вообще. Это как пытаться ехать на симуляторе, который стоит на настоящей дороге на скорости 100 км/ч.

Такие машины дорабатывают до предела: усиливают раму, зажимают подвеску, ставят спортивные покрышки. Все ради одного-единственного идеального дубля.

Багги, модели и виртуальность: армия помощников

В арсенале есть и другие, менее заметные, но критически важные инструменты.

  • Радиоуправляемые модели и багги: Маленькие, но мощные машинки с камерами. Они могут нестись под днище настоящего автомобиля, втискиваться в узкие щели, падать с обрывов, давая те самые сумасшедшие, «игрушечные» ракурсы, которые усиливают ощущение скорости и хаоса. Современные модели могут разгоняться до 100 км/ч, а их камеры стабилизированы не хуже «русской руки».
  • The Blackbird и его аналоги: Уникальная разработка. Это фактически рама на колесах, каркас, на который с помощью компьютерной графики потом «надевают» любой нужный автомобиль. Он может кататься, прыгать, разбиваться, а в постпродакшне станет Ferrari, Mustang или танком. Безопасно, универсально, но требует огромных затрат на CG.
  • Вертолеты и дроны: Для самых масштабных общих планов погонь по пустыням, каньонам или мостам ничто не заменит вид с высоты. Сегодня дорогие вертолеты с гиростабилизированными турелями постепенно уступают место современным кинодронам, которые могут летать агрессивно и близко к объектам.

Игра в Lego: как из этого собирают одну сцену

Вот как выглядит процесс на практике. Возьмем условную трехминутную погоню.

  1. Диалог в салоне. Крупные планы лиц актеров снимают на процесс-трейлере или в павильоне на фоне хромакея.
  2. Общие планы машин в движении. Используют каскадерские машины, управляемые профессионалами, которых снимают с параллельно едущего камеракара с «русской рукой».
  3. Экстремальные ракурсы. Под колеса, вид на дорогу из-под бампера — для этого запускают радиоуправляемые модели или используют специальные мини-камеры, закрепленные на самой машине.
  4. Самый опасный трюк. Например, переворот. Его выполняет на скорости точная копия-дублер автомобиля, напичканная пиротехникой и управляемая по радио. Снимают с нескольких статичных камер, расставленных по треку, и с вертолета.
  5. Финальный «связующий» кадр. После переворота машина скользит на крыше. Этот последний момент могут снять снова на процесс-трейлере, медленно таща уже поврежденный автомобиль, чтобы оператор мог идеально поймать свет на лице актера.

А потом монтажеры и художники по эффектам берут все эти кусочки, склеивают их в единый стремительный поток, убирают тросы, страховки, добавляют искры, пыль, отражения в стеклах и фон, если снимали на хромакее.

В следующий раз, когда будете смотреть очередной блокбастер с безумной погоней, присмотритесь. Возможно, в глазах героя вы увидите не страх скорости, а сосредоточенность актера, который просто крутит руль в неподвижной машине под ярким светом софитов. А может, в отражении на двери мелькнет черный силуэт внедорожника с краном на крыше. Это не ошибка, а следы великой иллюзии, в создании которой нет мелочей. От гениальной простоты платформы-эвакуатора до высокотехнологичного балета «русской руки» — весь этот арсенал существует ради одной цели: заставить вас, откинувшись в кресле, невольно вцепиться в подлокотники и задержать дыхание.

Еще от автора

Почему одни диалоги цитируют годами, а другие забывают, едва закрыв страницу?

Вот вам простая правда: диалог — это самая обманчивая часть писательского ремесла. Кажется, что говорить умеют все, а значит, и писать разговоры — проще простого. Начинающий автор радостно строчит страницы "болтовни", уверенный, что создает живость и характер. А потом его рукопись тихо пылится на полке редактора, который отложил её на третьей странице. Почему? Потому что хороший диалог — это не запись разговора. Это его концентрат, его квинтэссенция, его двойное дно.

Правда и мифы о том, кто на самом деле изобрел кино

Практически каждый назовет братьев Люмьер, Париж и 28 декабря 1895 года. И будет по-своему прав. Но если копнуть чуть глубже, история оказывается куда сложнее и увлекательнее. Полна она интриг, исчезновений, судебных тяжб и десятков гениев, которые почти одновременно по всему миру бились над одной задачей: заставить картинку двигаться. Так кто же все-таки изобрел кинематограф? Давайте разбираться без глянца и школьных учебников.

Вы наверняка думаете, что снять кино – это фантастика

Зал с креслами-реклайнерами, гул толпы на красной дорожке, десятки миллионов долларов бюджета – да, такое кино снимают. Но это лишь вершина айсберга, голливудская сказка. Настоящее кино, то, что трогает за душу, может родиться в вашей квартире, на заброшенной даче или в соседнем парке. Оно начинается не с денег, а с идеи, которая не дает спать по ночам.

Мечтаешь о сцене или кастинге в 12 лет? Это начало большой игры

В 12 лет мир кажется безграничным, а мечты — самыми смелыми. Ты видишь себя на экране, слышишь аплодисменты после спектакля и чувствуешь этот особенный трепет — а вдруг это про меня? Многие думают, что путь актера — это волшебная дверь, которая открывается по везению или знакомству. На самом деле, это скорее интересный квест, где правила знает далеко не каждый. И главный секрет в том, что стартовать никогда не рано и никогда не поздно.

Еще по теме

Правда ли, что актер в театре только кривляется на сцене?

Вы заходите в тёплый, пахнущий старым деревом и краской зрительный зал, гаснет свет, и вот он – другой мир, рождённый на ваших глазах. Герои живут, страдают, любят, умирают. И кажется, что магия случается сама собой. Но за кулисами этой магии стоит ежедневная, часто невидимая и очень конкретная работа. Работа, которая не заканчивается с поклоном.

А что если это не мечта, а план?

Представь на минуту, что это возможно. Не фантазия, не «когда-нибудь», а конкретный план действий, который можно начать выполнять прямо завтра. Тот самый путь, которым прошли все, кого ты видишь на экране — от массовки до звёзд первой величины. Разница лишь в том, что они когда-то тоже задавались этим вопросом, а теперь знают на него ответ.

Ноги ватные, руки не слушаются, а в голове – только истеричное «что я здесь делаю?»

Знакомое чувство? Стоите за кулисами, слышите, как смолкают голоса в зале, и ощущаете, как вся ваша уверенность, выстроенная на сотнях репетиций, куда-то утекает, оставляя вместо себя комок нервов под названием «я сейчас выйду, и все поймут, что я самозванец». Публичные выступления – это мощнейший катализатор наших самых глубоких страхов. И неважно, выходите вы на сцену впервые или в сотый раз – пульс всё равно учащается.

Мечтаете о сцене, но нет диплома? Добро пожаловать в клуб

Вы наверняка слышали истории о Раневской или Бодрове-младшем, которые прорвались без корочек. И первая мысль: «Они – гении, им можно, а я...». А теперь стоп. Перестаньте сравнивать себя с гениями. Это вредно. Вместо этого спросите себя честно: вы хотите славы или вам просто невыносимо жить без возможности выходить на сцену и проживать другие жизни? Если второе, то диплом – не пропуск, а всего лишь один из билетов. И я расскажу, как найти свою калитку в этот волшебный мир, минуя главный вход с суровыми швейцарами.

Текст уже лежит в кармане, а ты его не помнишь? Давайте договоримся

Вы держите в руках стопку страниц с текстом, который нужно выучить наизусть. Завтра репетиция. Послезавтра — выступление. А в голове — ветер и паническая мысль: «Я это никогда не запомню». Знакомо? Кажется, что память отказывается работать, слова сливаются в белый шум, а время безжалостно утекает сквозь пальцы.