Главная > Кинопроизводство > Как снимать кино на смартфон профессиональные советы

Алексей Венидиктов
252

Киновед. Анализирую нарративные структуры в современном театре и авторском кино.
491
1 минуту

Ваша лучшая кинокамера уже лежит в кармане. Осталось узнать, как этим пользоваться

Знаете, что объединяет Гари Олдмена, Стивена Содерберга и Оливию Уайлд? Кроме мирового признания, конечно. Все они снимали или снимают кино на смартфон. Не тестовые ролики, а полнометражные фильмы, которые потом выходят в прокат и берут призы. Слово «дилетантизм» здесь больше не работает. Мы говорим о новом визуальном языке, доступном каждому.

Профессиональное кино на телефон — это уже не хобби, а полноценная дисциплина. Есть фестивали, целые курсы в вузах (как у Максима Мусселя в ВШЭ) и даже термин UGV — user generated video. Современный смартфон с его камерой — это такой же инструмент самовыражения, как когда-то ручка для писателя или кисть для художника. Только вы носите его с собой всегда, что меняет всё.

Почему это так цепляет? Свобода. Абсолютная. Экономические рычаги, гигантские бюджеты, съемочные группы в сотни человек — всё это отходит на второй план. Остаетесь вы, ваша идея и устройство в руке. Можно снимать что, где и когда угодно. Помещать актеров в самую настоящую, неигровую реальность — в метро, в толпе торгового центра, на вашей же кухне. Эффект достоверности, которого порой так не хватает индустриальному кино, здесь возникает сам собой.

И если вам кажется, что у вас «не та модель» или «слабовата камера», отбросьте это. Расплывчатая картинка может стать вашим фирменным стилем в арт-хаусе, а шумы — создать идеальную атмосферу для хоррора. Препятствий не существует. Есть только вы и история, которую не терпится рассказать. Давайте разберем, как это сделать так, чтобы зритель не просто досмотрел до конца, а сохранил ваше видео себе.

Изображение

Не снимайте кино. Начните с честного разговора с собой

Первый и самый важный шаг происходит не в камере, а у вас в голове. Забудьте про «надо» и «модно». Спросите себя честно: зачем мне это? Если ответ — «заработать миллион» или «стать знаменитым», приготовьтесь к тяжелому пути. Индустрия мобильного кино — не маркетплейс, здесь быстрых денег не бывает.

А вот если внутри сидит идея, от которой не получается избавиться, история, которую вы не можете не рассказать, — вы на верном пути. Это и есть ваше топливо. Оно будет греть вас, когда актеры не придут, когда пойдет дождь в день съемок на улице, когда пятый дубль будет выглядеть хуже первого. Ваш «зачем» — точка опоры. Всё остальное — техника, люди, локации — вопросы решаемые.

Где брать эти самые идеи? Перестаньте их искать. Начните замечать. Весь мир вокруг вас — бесконечный источник сюжетов.

Изображение
  • Фиксируйте всё. Услышали обрывок разговора в автобусе? Запишите в заметки. Увидели странный жест прохожего? Снимите короткое видео или опишите словами. Приснился сюрреалистичный сон? Запишите, пока не забыли. Ваш телефон — это ваша творческая копилка.
  • Меняйте точку зрения. Максим Муссель приводит отличное актерское упражнение: самонаблюдение. А что, если посмотреть на привычную ситуацию под другим углом? Вы дома один. А если за вами наблюдают из-под потолка? Или из холодильника? Что это меняет? Такая простая игра с ракурсом может породить гениальную короткометражку.
  • Начните в отпуске. Классический совет, который работает. В поездке вы раскрепощены, ваши бытовые проблемы и страхи остаются дома. Вы буквально начинаете видеть по-другому — «открывается третий глаз». И вместо гигабайтов забытых фото вы привезете настоящий travel-фильм, который друзья перепостят без напоминаний.
«Один из способов облегчить себе первые шаги — приступить к съемкам в отпуске. Все ваши проблемы останутся дома, так же как и некоторые страхи и неуверенность. У вас в буквальном смысле открывается третий глаз».

Сценарий: ваша GPS-навигация по съемочному хаосу

Допустим, идея есть. Теперь её нужно превратить в дорожную карту, понятную не только вам, но и потенциальным соратникам. Сценарий для мобильного кино — это не томный роман. Это четкая, сухая, техничная инструкция. Хороший сценарий работает как GPS: по нему сразу видно, куда двигаться, кто что делает и зачем.

Основа любой истории, даже двухминутной, проста до гениальности: есть герой, у него есть цель, и есть препятствия, которые мешают ему эту цель достичь. Всё. На этот каркас вы нанизываете сцены, диалоги, повороты. Каждая сцена — это одно событие, один шаг героя к цели или от неё. Диалоги здесь нужны не для передачи информации, а для действия. Герои в них спорят, манипулируют, признаются — двигают историю вперед.

Изображение

Пишите так, чтобы текст сразу рождал в голове картинку. «Он входит в комнату» — скучно. «Он вваливается в комнату, швыряя портфель в угол» — уже лучше. После прочтения хорошего сценария должно хотеться немедленно его снимать.

До «Камеры! Мотор!»: спасительная магия планирования

Хаос — главный враг любой, даже самой камерной, съемки. Вы можете быть гениальным режиссером, но если в день икс вы будете бегать и кричать «А где микрофон?!», фильм не получится. Спасение — в тотальном планировании.

Изображение
  1. Раскадровка. Не важно, умеете вы рисовать или нет. Схематичные «палка, палка, огуречик» на полях блокнота или в простом приложении (например, Storyboarder) в сто раз лучше, чем ничего. Вы заранее поймете, как будет выглядеть сцена, и объясните это команде.
  2. Съемочный план. Распишите по часам и локациям: что, где и когда вы снимаете. Сначала все сцены в одной квартире, потом все на лестничной клетке. Это сэкономит вам кучу времени и сил.
  3. Список всего (всего-всего!). Отдельным файлом: актеры (имена, контакты, время явки), локации (адрес, контакты владельца, разрешение), реквизит (от чашки до портрета дедушки), техника (ваша и та, что нужно арендовать), еда для команды (голодные люди — злые люди).

И да, перед съемкой не забудьте перевести телефон в авиарежим. Звонок в кульминационный момент — это то, о чем потом будут жалеть всю жизнь.

Техника: не гонка за брендами, а трезвый расчет

Давайте сразу договоримся: крутой смартфон последней модели — это здорово, но не обязательно. Снимать можно на то, что есть. Главное — знать, как выжать из своей техники максимум.

  • Настройки камеры. Зайдите в настройки и выставите максимально возможное качество записи (минимум 1080p, а лучше 4K). Частота кадров — 24 или 25 кадров в секунду для того самого «киношного» движения. И обязательно включите сетку на экране, чтобы не заваливать горизонт.
  • Приложения для съемки. Родная камера — это часто лотерея. Для контроля переходите на профессиональные приложения. Filmic Pro — король жанра. Оно дает почти полный ручной контроль: выдержку, диафрагму (через аналоговую регулировку света), фокус, отдельную настройку звука. Есть и бесплатные аналоги, вроде Open Camera. Попробуйте разные.
  • Стабилизация. Дрожащее видео выглядит дешево. Если в телефоне нет хорошей электронной стабилизации (EIS или OIS), купите самый простой ручной стабилизатор-гimbal (Zhiyun, DJI Osmo). Это инвестиция, которая преобразит ваше изображение.
  • Штатив — ваш лучший друг. Не только для интервью или timelapse. Штатив дисциплинирует. Он заставляет думать о композиции кадра, а не просто бегать с камерой. Небольшой, карманный штатив-«паучок» должен быть в рюкзаке всегда.

Звук, свет и другие волшебники постпродакшна

А вот здесь многие спотыкаются. Потому что зритель прощает неидеальную картинку, но никогда — плохой звук. Скрип, шум ветра, неразборчивая речь убивают любой, даже самый красивый фильм.

Звук. Встроенный микрофон смартфона снимает всё: и речь актера, и гул холодильника, и лай соседской собаки. Решения: 1. Петличный микрофон (Lavaliere). Небольшой микрофон, который крепится на одежду героя. Подключается прямо к разъему на телефоне или через небольшой радиопередатчик. Ваш голос будет чистым и четким. 2. Выносной направленный микрофон. Нужен, если вы снимаете сцену с диалогом на расстоянии. 3. Просто тише! Если нет микрофона, подойдите с телефоном как можно ближе к источнику звука, закройте окна, выключите вентилятор. Запишите «атмосферу» тишины на локации — потом в монтаже этим куском можно заменить шумовые провалы.

Свет. Свет — это краска, которой вы рисуете. Не обязательно тащить на съемку профессиональные софиты. - Естественный свет — лучший друг. Снимайте у окна. Рассеянный свет из окна — это потрясающий, бесплатный и очень кинематографичный источник. - LED-панели. Компактные, недорогие, работают от powerbank. Две такие панели (одна как основной свет, вторая как контровой или заполняющий) решат 90% проблем в помещении. - Отражатель. Лист белого пенопласта, фольга на картоне или даже белая простыня могут здорово помочь, чтобы подсветить тени на лице актера.

Съемочный день: когда теория встречается с реальностью

Вот оно. Команда в сборе, локация готова. Чтобы день не превратился в ад, помните:

  • Начинайте со звука. Первым делом запишите «атмосферу» — минуту тишины на локации. Потом это спасет монтажера.
  • Снимайте с запасом. Начинайте запись за 3-5 секунд до действия и заканчивайте через 3-5 секунд после. Это «подушки безопасности» для монтажа.
  • Держите телефон горизонтально. Да, даже для Instagram. Вертикальное видео — формат для историй, которые живут 24 часа. Ваше кино, которое могут смотреть на ноутбуке или даже (мечтать не вредно) в кинотеатре на фестивале, требует горизонтальной ориентации. Иначе — черные полосы по бокам.
  • Кормите людей. Это не шутка. Голодная, злая команда будет работать спустя рукава. Пирожки, чай, пицца — лучшие инвестиции в атмосферу на площадке.

Монтаж: место, где фильм рождается заново

Вы отсняли гору материала. Теперь из этого нужно собрать историю. Монтаж — это магия.

  1. Организация. Сразу после съемок рассортируйте файлы. Папка «День 1» -> Папка «Сцена 5» -> Видео, отдельная папка для звука, для фото с площадки. Подписывайте всё: «Сцена5_Дубль3_Широкий». Иначе через неделю вы ничего не найдете.
  2. Софт. На телефоне можно начать с CapCut или InShot. Но для серьезной работы лучше сесть за компьютер. DaVinci Resolve — настоящая профессиональная система для монтажа, цветокоррекции и сведения звука. И она бесплатна. Потратьте вечер на туториалы на YouTube — это окупится сторицей.
  3. Музыка и звук. Здесь только легальный контент. Бесплатные треки есть на YouTube Audio Library, Free Music Archive. Или договоритесь с местным музыкантом — это будет честно и стильно. Не забудьте «прочистить» звук: убрать фоновый шум, выровнять уровень голосов, добавить атмосферных звуков (шум улицы за окном, звон посуды в кафе).
  4. Цветокоррекция. Не нужно «выкручивать» цвета до кислотности. Главная задача цветокоррекции — выровнять картинку из разных дублей, чтобы она выглядела едино. Сделать тени глубже, кожицу теплее, задать общее настроение: холодное для драмы, теплое для ностальгии.

Фильм готов. Что дальше?

Самая большая ошибка — положить готовый фильм в стол. Ему нужен зритель.

  • Кинофестивали. Их тысячи по всему миру, и многие имеют отдельную категорию для мобильного кино. Ищите на FilmFreeway или Festagent. Читайте правила, готовьте синопсис и трейлер.
  • YouTube и Vimeo. Создайте канал. Красиво оформите. Сделайте цепляющую обложку и описание. Vimeo любят профессионалы, там более взыскательная, но ценная аудитория.
  • Свой показ. Соберите друзей, арендуйте на пару часов зал в антикафе или лофт, пригласите блогеров. Живая реакция — бесценна.

Главный совет, который объединяет всех мобильных режиссеров от новичка до Содерберга: не ждите идеальных условий. Не ждите новую камеру, солнечную погоду, инвестора или вдохновение. Ваша камера уже с вами. Доставайте её. Снимайте. Ошибайтесь. Переснимайте. Ищите свой ракурс и свой голос.

Потому что кино — это не про оборудование за миллион. Оно про то, что вы хотите сказать этому миру. А сказать это сегодня может буквально каждый. Вопрос только — насколько убедительно. Теперь вы знаете, как сделать это убедительно.

Еще от автора

Почему одни диалоги цитируют годами, а другие забывают, едва закрыв страницу?

Вот вам простая правда: диалог — это самая обманчивая часть писательского ремесла. Кажется, что говорить умеют все, а значит, и писать разговоры — проще простого. Начинающий автор радостно строчит страницы "болтовни", уверенный, что создает живость и характер. А потом его рукопись тихо пылится на полке редактора, который отложил её на третьей странице. Почему? Потому что хороший диалог — это не запись разговора. Это его концентрат, его квинтэссенция, его двойное дно.

Вам когда-нибудь было интересно, как актер в кадре лихо рулит по серпантину, а в салоне при этом идеально видно его лицо и слышно каждый шепот?

Забудьте про гонки по ночному городу с одной камерой на лобовом стекле. Создание автомобильной сцены в кино — это сложнейшая инженерная и логистическая операция, где за две минуты экранного времени могут стоять месяцы работы целой команды профессионалов. Это мир, где машины разбирают на части, строят заново, управляют с крыши, а иногда и вовсе заменяют ярко-зеленым сукном.

Правда и мифы о том, кто на самом деле изобрел кино

Практически каждый назовет братьев Люмьер, Париж и 28 декабря 1895 года. И будет по-своему прав. Но если копнуть чуть глубже, история оказывается куда сложнее и увлекательнее. Полна она интриг, исчезновений, судебных тяжб и десятков гениев, которые почти одновременно по всему миру бились над одной задачей: заставить картинку двигаться. Так кто же все-таки изобрел кинематограф? Давайте разбираться без глянца и школьных учебников.

Вы наверняка думаете, что снять кино – это фантастика

Зал с креслами-реклайнерами, гул толпы на красной дорожке, десятки миллионов долларов бюджета – да, такое кино снимают. Но это лишь вершина айсберга, голливудская сказка. Настоящее кино, то, что трогает за душу, может родиться в вашей квартире, на заброшенной даче или в соседнем парке. Оно начинается не с денег, а с идеи, которая не дает спать по ночам.

Еще по теме

Записка из прошлого: Андрей Миронов рассказывает, как снимают кино

Есть вещи, которые живут в памяти поколений, передаются из уст в уста и становятся частью профессионального фольклора. У актеров, режиссеров и просто киноманов старой школы есть такой секретный код, пароль в мир настоящего кинематографа. Это не учебник, не мемуары и не документальный фильм. Это – моноспектакль Андрея Миронова, записанный на радио в 1978 году, который все знают по короткому, ёмкому названию «Как снимают кино». И если вы никогда его не слышали, значит, вы пропустили один из самых искренних, смешных и пронзительных уроков актерского мастерства и любви к профессии.

Вам когда-нибудь было интересно, как актер в кадре лихо рулит по серпантину, а в салоне при этом идеально видно его лицо и слышно каждый шепот?

Забудьте про гонки по ночному городу с одной камерой на лобовом стекле. Создание автомобильной сцены в кино — это сложнейшая инженерная и логистическая операция, где за две минуты экранного времени могут стоять месяцы работы целой команды профессионалов. Это мир, где машины разбирают на части, строят заново, управляют с крыши, а иногда и вовсе заменяют ярко-зеленым сукном.

Что на самом деле происходит на съёмочной площадке, когда звучит команда «Огонь!»?

Выстрел в кино — это магия, где за доли секунды на экране смешиваются страх, адреналин и чистейший художественный обман. Мы видим вспышку, дым, летящую гильзу, а иногда и кровавое пятно на груди героя. Но за этой долей секунды, которая заставляет нас схватиться за подлокотник кресла, стоят часы подготовки, километры проводов, тонны перестраховки и десятки людей, чья главная задача — не снять эффектный кадр, а сделать так, чтобы все живыми и здоровыми ушли со съёмочной площадки.

А что, если фильм можно снять уже сегодня? Даже если в кармане пусто

В голове крутятся образы, диалоги, целые сцены. Камера ловит ракурсы на каждом углу, а вы смотрите на мир, как на готовую декорацию. Но когда дело доходит до дела, первая же мысль — денег нет. И идея тихо уползает в дальний ящик. Знакомо?

От заварушки в подворотне до голливудского блокбастера: как на самом деле снимают драки в кино

Вы смотрите экшн-сцену. Кулаки летят со свистом, ноги описывают невероятные дуги, а противники падают с таким грохотом, что, кажется, чувствуешь вибрацию через экран. И в голове неизбежно проносится мысль: как они это делают? Насколько это по-настоящему? Неужели Киану Ривз каждый раз ломает пальцы, снимаясь в «Джоне Уике»?

От иллюстрации к диктатуре: как музыка из служанки изображения стала главным соавтором режиссера

Великий немецкий философ Теодор Адорно, критикуя раннее звуковое кино, пренебрежительно называл музыку в нем "косметикой". Служанкой, чья задача — прикрыть несовершенства монтажа, добавить "красивостей" там, где не хватает драмы. Сегодня, спустя почти век, его слова звучат как курьез. Представить современное кино без музыки — все равно что представить мир без воздуха. Мы его не всегда замечаем, но без него всё просто перестает существовать.