Главная > Сценарное дело > Как писать диалоги в сценарии правила и примеры для авторов

Алексей Венидиктов
252

Киновед. Анализирую нарративные структуры в современном театре и авторском кино.
966
1 минуту

Почему одни диалоги цитируют годами, а другие забывают, едва закрыв страницу?

Вот вам простая правда: диалог — это самая обманчивая часть писательского ремесла. Кажется, что говорить умеют все, а значит, и писать разговоры — проще простого. Начинающий автор радостно строчит страницы "болтовни", уверенный, что создает живость и характер. А потом его рукопись тихо пылится на полке редактора, который отложил её на третьей странице. Почему? Потому что хороший диалог — это не запись разговора. Это его концентрат, его квинтэссенция, его двойное дно.

Помните тот холодный озноб, когда в «Крестном отце» дон Корлеоне спокойно, почти отечески, говорит: «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться»? Никаких криков, угроз, размахиваний пистолетом. Только слова. И в них — вся суть персонажа, его мира и его власти. Или истерично-гениальное «Ты же меня знаешь!» Трэвиса Бикла из «Таксиста», обращенное к собственному отражению. Это не диалог, это крик души, вывернутый наизнанку монолог, ставший культурным кодом. Задача в том, чтобы ваши персонажи говорили не для галочки, а так, чтобы за их словами хотелось следить, как за детективной интригой.

Давайте отбросим скучные учебники и разберем, как на самом деле работают диалоги в сценарии, какие ловушки подстерегают авторов и какие профессиональные приемы заставляют реплики звучать, звенеть и врезаться в память.

Три кита, на которых держится сильный диалог

Прежде чем бросаться писать, давайте договоримся: каждая реплика в вашем сценарии должна работать. Как минимум, на одном из трех фронтов. Идеально — на всех сразу.

Изображение

1. Раскрытие персонажа. Речь — это отпечаток личности. В ней все: происхождение, образование, уровень интеллекта, настроение, тайные страхи и публичные маски. Диалог — ваш главный инструмент, чтобы показать героя, а не рассказать о нем. Сравните двух персонажей в стрессовой ситуации. Один скажет: «Ситуация приобретает признаки критичности, необходимо срочно эвакуироваться». Другой выпалит: «Всё, капец! Валим отсюда!». Это уже два разных мира, две разные судьбы в одной сцене. Заикание Фандорина у Акунина, специфический нью-йоркский сленг персонажей Скорсезе, высокопарные обороты аристократов в исторической драме — все это не просто "цветастики", а строительные блоки характера.

2. Движение сюжета. Диалог не должен быть болтовней на фоне действия. Он сам и есть действие. В диалоге заключают сделки, признаются в любви, объявляют войну, раскрывают тайны. Каждая важная сюжетная точка может (а часто и должна) проходить через разговор. Вспомните сцену из «Криминального чтива», где Винсент и Миа ведут легкую, флиртующую беседу. Кажется, просто болтовня. Но именно в ней Винсент рассказывает историю про массажиста Марселласа, которая позже аукнется самым неожиданным образом. Информация вплетена в ткань общения, а не вываливается куском справочного материала.

3. Создание подтекста. Это высший пилотаж. Персонажи говорят одно, а имеют в виду другое. Они скрывают, манипулируют, играют. На поверхности — разговор о погоде, а под ней — битва за власть, ревность или приглашение на свидание. Великий диалог всегда многослоен. Как в «Шоу Трумана», когда мать, отвечая на мечты сына о путешествиях, сухо бросает: «Ты опоздал. Уже всё открыто». Для Трумана — это констатация факта. Для зрителя — жуткая метафора тюрьмы, в которую его поместили. Подтекст создает напряжение, интригу и ту самую «вкусную» глубину, которую зритель смакует.

Изображение
Хороший диалог — это не зеркало, отражающее реальную речь. Это линза, которая её фокусирует, усиливает и заставляет гореть.

Пять смертных грехов автора диалогов: как убить историю словами

Теперь о грустном. Давайте разберем типичные ошибки, из-за которых диалоги становятся картонными. Уверен, вы узнаете некоторые по своим ранним наброскам — мы все через это прошли.

  • Грех 1: Экспозиционный инфодэмп. Самый частый промах. Когда вы через уста персонажа пытаетесь впихнуть в зрителя справочную информацию. «Как ты знаешь, Джон, моя покойная жена Эмили, которая умерла два года назад в автокатастрофе, всегда любила эти розы…». В реальной жизни так не говорят. Персонажи не обязаны озвучивать друг другу то, что они и так прекрасно знают. Ищите естественные поводы. Пусть информацию выдадут по кусочкам, в конфликте, в шутке, в момент эмоционального срыва.
  • Грех 2: Однообразие голосов. Если все ваши герои — от сурового генерала до юной школьницы — говорят одинаково, с одним словарным запасом и синтаксисом, вы создали не мир, а казарму. Речь должна быть характерной. Один использует короткие, рубленые фразы. Другой — витиеватые, с деепричастными оборотами. Третий злоупотребляет словом «короче».
  • Грех 3: Вежливая бессмыслица. Диалоги-пустышки, которые не несут ни характера, ни сюжета. Классика жанра: «Привет, как дела?» — «Нормально, а ты?» — «Тоже ничего. Пойдем?» — «Пойдем». Вырежьте это безжалостно. Если нужно показать, что герои здороваются, напишите в ремарке: «Они обменялись формальными приветствиями». Экономьте время зрителя для действительно важных слов.
  • Грех 4: Полная грамматическая правильность. Звучит парадоксально, но идеально выстроенные, законченные предложения часто звучат мертво. В жизни мы говорим обрывками, перебиваем друг друга, используем междометия, не договариваем мысли. Посмотрите на диалоги в «Славных парнях» или «Клане Сопрано». Их сила — в этой самой живой, необработанной «шероховатости» речи.
  • Грех 5: Отсутствие конфликта. Самый скучный диалог — диалог единомышленников, которые полностью согласны друг с другом. Конфликт — двигатель драматургии. Даже в любовной сцене должен быть микроконфликт: неуверенность, кокетство, страх. Столкновение разных целей, точек зрения, темпераментов рождает искру. Ищите это столкновение в каждом разговоре.

Инструментарий: конкретные приемы для создания цепляющих диалогов

Теорию обсудили, ошибки признали. Теперь самое интересное — как делать правильно. Вот набор рабочих инструментов, которые можно применять прямо сегодня.

Изображение

1. Логография: составьте речевой портрет

Прежде чем писать диалог для персонажа, заведите на него речевую карточку. Ответьте на вопросы:

  • Какие у него любимые слова или словечки (сленг, профессиональный жаргон, архаизмы)?
  • Длинные он строит фразы или короткие?
  • Часто ли перебивает?
  • Использует ли он сложные метафоры или говорит буквально?
  • Есть ли у него речевые дефекты или особенности (заикание, картавость, акцент, который вы опишете через лексику)?
Пропишите эту «логографию» так же тщательно, как и внешность. И затем будьте верны ей на протяжении всего сценария.

2. Действие вместо «он сказал»

Избегайте бесконечных ремарок «сказал», «ответил», «воскликнул». Заменяйте их микродействиями, которые раскрывают состояние персонажа. Сравните:

Слабый вариант:
— Я не пойду, — сказал он сердито.

Сильный вариант:
— Я не пойду. Он развернулся и уставился в запотевшее окно.

Второй вариант показывает то же самое, но через визуальный образ, который и есть язык кино.

3. Правило трёх: вопрос, уклон, ответ

Отличный прием для создания подтекста и напряжения. Персонаж А задает прямой вопрос. Персонаж Б не отвечает, а уклоняется или отвечает вопросом на вопрос. И только с третьей попытки (или не отвечает вовсе) мы получаем суть.

Пример:
— Ты был вчера вечером у неё? (Вопрос)
— А тебе-то какое дело? (Уклон/Контрвопрос)
— Просто интересно. (Давление)
— Нет, не был. (Ответ, в который можно не верить)

Такой диалог в десять раз динамичнее и содержательнее, чем прямой обмен информацией.

4. Читайте вслух. Всегда

Золотое правило, которым многие пренебрегают. Написали сцену — встаньте и прочитайте её вслух, можно даже разными голосами. Уши слышат фальшь, которую глаза пропускают. Спутанные интонации, неестественные паузы, сложноподчиненные предложения, которые не выговорить на одном дыхании, — всё это вскроется немедленно. Если спотыкаетесь при чтении — переписывайте.

5. Обрежьте начало и конец

Часто самые живые диалоги получаются, если мы мысленно "обрежем" стандартные приветствия и прощания. Не начинайте сцену с «Здравствуйте, Иван Петрович», а заканчивайте «До свидания». Врывайтесь в разговор уже на самой интересной ноте и уходите, как только ключевая информация или эмоция переданы. Пусть зритель чувствует, что он подсматривает за реальной жизнью, а не присутствует на официальной встрече.

Практикум: от теории к вашей странице

Давайте закрепим. Попробуйте прямо сейчас переписать сырой, "пластмассовый" диалог в живой. Вот задание:

Ситуация: Детектив приходит к подозреваемому, чтобы задать вопросы об убийстве. Подозреваемый — умный, образованный, скрытный человек.

Плохой вариант (экспозиционный, плоский):
— Добрый день. Я детектив Петров. Вы знакомы с убитым, господином Сидоровым?
— Да, конечно. Мы были деловыми партнерами. Очень жаль, что так вышло.
— Где вы были в ночь с пятницы на субботу?
— Дома, один. Читал. Никаких свидетелей, к сожалению.

Скучно, предсказуемо, ни характера, ни подтекста.

Ваша задача: Используя приемы выше, переписать этот диалог. Создайте напряжение. Добавьте подтекст (может, подозреваемый намекает, что знает что-то о детективе?). Наделите персонажей узнаваемой речью. Помните про действие. Что они делают во время разговора? Пьют чай? Подозреваемый полирует пепельницу? Детектив рассматривает книги на полке?

Пишите. Это и есть та самая мышца, которую нужно качать.

И последнее, самое важное. Умение писать диалоги — это не магия, а навык. Навык, который состоит из двух частей: насмотренности и практики. Смотрите хорошее кино, читайте гениальную прозу, впитывайте, как мастер говорит устами гангстера, учёного, влюблённого. А потом садитесь и пишите свои страницы. Сначала будет криво, потом — лучше. Но каждая написанная и переписанная реплика будет приближать вас к тому моменту, когда ваш герой откроет рот, а читатель или зритель затаит дыхание, боясь пропустить хоть слово. К этому и стоит стремиться.

Еще от автора

Вам когда-нибудь было интересно, как актер в кадре лихо рулит по серпантину, а в салоне при этом идеально видно его лицо и слышно каждый шепот?

Забудьте про гонки по ночному городу с одной камерой на лобовом стекле. Создание автомобильной сцены в кино — это сложнейшая инженерная и логистическая операция, где за две минуты экранного времени могут стоять месяцы работы целой команды профессионалов. Это мир, где машины разбирают на части, строят заново, управляют с крыши, а иногда и вовсе заменяют ярко-зеленым сукном.

Правда и мифы о том, кто на самом деле изобрел кино

Практически каждый назовет братьев Люмьер, Париж и 28 декабря 1895 года. И будет по-своему прав. Но если копнуть чуть глубже, история оказывается куда сложнее и увлекательнее. Полна она интриг, исчезновений, судебных тяжб и десятков гениев, которые почти одновременно по всему миру бились над одной задачей: заставить картинку двигаться. Так кто же все-таки изобрел кинематограф? Давайте разбираться без глянца и школьных учебников.

Вы наверняка думаете, что снять кино – это фантастика

Зал с креслами-реклайнерами, гул толпы на красной дорожке, десятки миллионов долларов бюджета – да, такое кино снимают. Но это лишь вершина айсберга, голливудская сказка. Настоящее кино, то, что трогает за душу, может родиться в вашей квартире, на заброшенной даче или в соседнем парке. Оно начинается не с денег, а с идеи, которая не дает спать по ночам.

Мечтаешь о сцене или кастинге в 12 лет? Это начало большой игры

В 12 лет мир кажется безграничным, а мечты — самыми смелыми. Ты видишь себя на экране, слышишь аплодисменты после спектакля и чувствуешь этот особенный трепет — а вдруг это про меня? Многие думают, что путь актера — это волшебная дверь, которая открывается по везению или знакомству. На самом деле, это скорее интересный квест, где правила знает далеко не каждый. И главный секрет в том, что стартовать никогда не рано и никогда не поздно.

Еще по теме

Правда ли, что актер в театре только кривляется на сцене?

Вы заходите в тёплый, пахнущий старым деревом и краской зрительный зал, гаснет свет, и вот он – другой мир, рождённый на ваших глазах. Герои живут, страдают, любят, умирают. И кажется, что магия случается сама собой. Но за кулисами этой магии стоит ежедневная, часто невидимая и очень конкретная работа. Работа, которая не заканчивается с поклоном.

А что если это не мечта, а план?

Представь на минуту, что это возможно. Не фантазия, не «когда-нибудь», а конкретный план действий, который можно начать выполнять прямо завтра. Тот самый путь, которым прошли все, кого ты видишь на экране — от массовки до звёзд первой величины. Разница лишь в том, что они когда-то тоже задавались этим вопросом, а теперь знают на него ответ.

Ноги ватные, руки не слушаются, а в голове – только истеричное «что я здесь делаю?»

Знакомое чувство? Стоите за кулисами, слышите, как смолкают голоса в зале, и ощущаете, как вся ваша уверенность, выстроенная на сотнях репетиций, куда-то утекает, оставляя вместо себя комок нервов под названием «я сейчас выйду, и все поймут, что я самозванец». Публичные выступления – это мощнейший катализатор наших самых глубоких страхов. И неважно, выходите вы на сцену впервые или в сотый раз – пульс всё равно учащается.

Мечтаете о сцене, но нет диплома? Добро пожаловать в клуб

Вы наверняка слышали истории о Раневской или Бодрове-младшем, которые прорвались без корочек. И первая мысль: «Они – гении, им можно, а я...». А теперь стоп. Перестаньте сравнивать себя с гениями. Это вредно. Вместо этого спросите себя честно: вы хотите славы или вам просто невыносимо жить без возможности выходить на сцену и проживать другие жизни? Если второе, то диплом – не пропуск, а всего лишь один из билетов. И я расскажу, как найти свою калитку в этот волшебный мир, минуя главный вход с суровыми швейцарами.

Текст уже лежит в кармане, а ты его не помнишь? Давайте договоримся

Вы держите в руках стопку страниц с текстом, который нужно выучить наизусть. Завтра репетиция. Послезавтра — выступление. А в голове — ветер и паническая мысль: «Я это никогда не запомню». Знакомо? Кажется, что память отказывается работать, слова сливаются в белый шум, а время безжалостно утекает сквозь пальцы.