Что на самом деле стоит между вами и сценарием, который хочется прочитать до конца
Вы наверняка слышали это: чтобы написать сценарий, нужна гениальная идея, особый дар и связи в Голливуде. А еще — таинственное знание «правильной структуры», о которой все говорят, но никто не показывает. В итоге идея, которая крутилась в голове годами, так и остается набором сцен в воображении, а папка «Творчество» на компьютере пылится. Знакомо?
В этой статье:
- С чего на самом деле начинается фильм: не идея, а проверка на прочность
- Кости и плоть: как строить сценарный план и оживлять персонажей
- Цех: правила игры, которые нельзя нарушать
- Ловушки, в которые попадают все новички (и как их обойти)
- Алгоритм, который работает: от нуля до черновика
Давайте честно: написать сценарий — это ремесло. Таксист учится водить машину по правилам, хирург — сшивать ткани особым швом. Сценарист учится упаковывать историю в особый, строгий формат, который понимает вся киноиндустрия. И это хорошо. Потому что это значит, что научиться можно. Не нужно ждать музы. Нужно взять инструменты и начать строить историю по кирпичику.
Сегодня мы разберем эти инструменты без воды и заумных терминов. От той самой сырой идеи, которая не дает спать, до профессионального формата, который не стыдно отправить на студию. И да, мы поговорим о тех ошибках, из-за которых 99% начинающих сценаристов отправляются в корзину на первой же странице. Моя цель — чтобы после этого текста вы не просто поняли «как», а сели и начали делать.
С чего на самом деле начинается фильм: не идея, а проверка на прочность
Многие думают, что работа сценариста — это лист A4 и поток вдохновения. На деле же всё начинается с крохотных документов, которые тоньше волоса, но крепче стали. Это питч и синопсис. Если ваша история не выживает в этой форме, ей не помочь и сотней страниц диалогов.
Питч (Logline) — это ДНК вашего фильма, упакованная в одно-два предложения. Не синопсис, не описание, а суть. Классический пример из учебников — «Фотограф, прикованный к инвалидному креслу, подозревает, что сосед убил свою жену» («Окно во двор»). В этом предложении есть герой, его особенность, конфликт и жанр (триллер). Ваш питч должен отвечать на три вопроса: Кто главный герой? Чего он хочет (или что с ним происходит)? И что ему мешает? Если вы не можете ужать свою гениальную задумку до этого, значит, в ней нет ясного стержня.
Попробуйте набросать питч для известных фильмов, чтобы набить руку. «Два музыканта, спасаясь от мафии, переодеваются в женщин и вливаются в женский оркестр» («В джазе только девушки»). Видите? История сразу оживает.
Следующий шаг — синопсис. Это расширенный питч на 1-2 страницы, где вы кратко, но уже по порядку излагаете всю историю: начало, основные повороты и концовку. Да, концовку. Продюсеру важно понять, куда вы ведете зрителя. Синопсис — это карта, по которой вы будете строить маршрут. Без нее вы заблудитесь на двадцатой странице сценария.
«Книга — это царство слов. Фильм — царство образов. Для экранизации сюжет концентрируется. У зрителя есть возможность пересмотреть непонятные моменты, но он этого никогда не сделает — это нарушает удовольствие от просмотра. Сюжет в фильме должен быть понятен здесь, сейчас и сразу». – Алексей Козуляев (RuFilms), режиссер и сценарист.
Именно на этапе синопсиса вы впервые сталкиваетесь с пресловутой трехактной структурой. Не пугайтесь, это не прокрустово ложе, а естественный ритм истории:
- Акт I: Завязка. Представляем мир и героя, происходит «отправная точка» (инцидент), которая вышибает его из привычной жизни. Герой получает задачу или цель. Пример: Фродо получает Кольцо и понимает, что должен покинуть Шир.
- Акт II: Конфронтация. Самый длинный акт. Герой действует, сталкивается с препятствиями, получает удары, обретает союзников и врагов. Меняется. В середине акта часто случается «ложное поражение» или точка невозврата.
- Акт III: Развязка. Все сходится в кульминационном противостоянии. Герой применяет все, чему научился. После битвы мы видим новый, изменившийся мир и героя в нем.
Пропишите ключевые точки своей истории в этой структуре прямо сейчас. Это займет 15 минут, но сэкономит месяцы бесплодных блужданий.
Кости и плоть: как строить сценарный план и оживлять персонажей
Итак, синопсис готов, структура ясна. Теперь самый скучный и самый важный этап для новичка — сценарный план (поэпизодник). Это документ, где вы разбиваете всю историю на отдельные сцены. Не пишете диалоги! Просто в одном-двух предложениях описываете, что происходит в каждой сцене: «Иван приходит в бар, видит там Ольгу, пытается сделать вид, что не заметил ее, но она его окликает».
Зачем это нужно? Представьте, что вы строите дом. Синопсис — это эскиз фасада. Сценарный план — подробный чертеж с размерами каждой комнаты, до того как вы поставили стену и выбрали обои. Он позволяет увидеть:

- Где история «проседает» (три сцены подряд герой просто едет в машине и думает).
- Где нарушена логика (в сцене 10 у героя нет ключей, а в сцене 15 он уже открывает ими дверь, не объяснив, как нашел).
- Соотношение экшна и диалогов.
Пока вы не научились видеть фильм целиком в голове, сценарный план — ваш лучший друг. Он спасет от творческого ступора.
Параллельно с планом оживает самый главный элемент — персонажи. Плоский герой убьет даже гениальный сюжет. Запомните: функция в сюжете (протагонист, антагонист, наставник) — это не характер.
- Протагонист — не обязательно «хороший парень». Это персонаж, чье путешествие нас цепляет. У него должно быть внутреннее противоречие, «призрак прошлого» (травма, которая двигает им), и конкретная цель в рамках истории.
- Антагонист — не «злодей». Это сила (человек, система, обстоятельство), которая активно мешает герою достичь цели. И что важно — у антагониста своя правда, свои мотивы. Он не думает: «Я сейчас буду делать гадости».
Создайте для каждого ключевого персонажа карточку. Ответьте на вопросы: Чего он боится больше всего? О чем врет самому себе? Что скажет о нем лучший друг? А злейший враг? Как он меняется от начала истории к концу? Персонаж без арки — это статист.
Цех: правила игры, которые нельзя нарушать
А теперь переходим к святая святых — формату. Здесь царят железные правила. Их нарушение — верный способ сообщить читателю (продюсеру, редактору), что вы дилетант. Вы можете быть гением, но если ваш текст выглядит как стихотворение в прозе, его даже не станут читать.
Программы. Забудьте про обычный Word с самодельными отступами. Используйте специализированный софт: бесплатный Celtx, или KIT Scenarist, или платный Final Draft. Они автоматически форматируют текст по стандартам: правильные отступы для диалогов, заголовков сцен и ремарок.
Внешний вид страницы. Шрифт Courier New, 12 кегль. Одна страница такого текста примерно равна одной минуте экранного времени. Стандартный полнометражный фильм — 90-120 страниц.
Структура страницы.
- Заголовок сцены (Slugline). Пишется заглавными буквами. Указывает: место (ИНТ. — интерьер, ЭКСТ. — экстерьер), локацию и время. Пример: ИНТ. КВАРТИРА ИВАНА — НОЧЬ или ЭКСТ. ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ — ДЕНЬ.
- Описание действия. Только то, что зритель может УВИДЕТЬ или УСЛЫШАТЬ. Никаких мыслей персонажа. Пишется в настоящем времени. Имена персонажей при первом упоминании — заглавными буквами. Ключевые звуки или визуальные действия тоже можно выделять капсом: Раздается ВЫСТРЕЛ. Иван ПАДАЕТ на пол.
- Диалог. Имя персонажа по центру, над репликой. Ремарки (указания, как произносится реплика) — в скобках под именем, кратко: (шепотом), (сквозь зубы). Не злоупотребляйте ими.
«Тем, что в книге словами рисуется и обстановка, в кинопроизводстве за все это отвечает режиссер. Задача сценариста — сюжет и диалоги. Может показаться, что это проще. Отнюдь. Диалог всегда должен звучать естественно. Зритель весьма чувствителен к нему. А описание в книге может быть и многословным и пафосным». – Алексей Козуляев.
Главный принцип: вы — глаза и уши зрителя. Вы не режиссер (не пишите «камера наезжает»), не композитор (не пишите «звучит грустная музыка»), не актер (не пишите «он чувствует глубочайшую экзистенциальную тоску»). Ваша задача — дать команде понятную и вдохновляющую инструкцию, что должно произойти в кадре.
Ловушки, в которые попадают все новички (и как их обойти)
Давайте пройдемся по граблям, на которые наступает каждый второй начинающий автор. Знание о них — уже половина победы.
- Пытаться быть романистом. Самая частая ошибка литераторов, пришедших в сценаристику. Многословие, внутренние монологи, поэтические описания закатов на полстраницы. Помните: если этого нельзя показать на экране, этого не должно быть в сценарии. Пишите тезисно, визуально, динамично.
- Пытаться быть режиссером. «Камера медленно скользит вдоль стола, выхватывая окровавленный нож…» Вычеркните. Ваша история должна быть настолько сильной, чтобы режиссер САМ захотел снять этот наезд. Ваша власть — в словах и действиях персонажей.
- Плоские, «функциональные» персонажи. Злодей, который просто зол. Девушка-«приз», которая просто красива. Подруга, которая только дает советы. Каждому второстепенному персонажу дайте хотя бы одну маленькую черту, выходящую за рамки его функции. Официант не просто подает кофе — у него дрожат руки, и он ненавидит эту работу.
- Статичные сцены. В каждой сцене должно что-то меняться. Не обязательно взрываться. Меняться могут отношения, раскрываться информация, рушиться иллюзии. Если в начале сцены персонаж А думает, что персонаж Б его друг, а в конце понимает, что это враг — это отличная сцена. Если же они просто поговорили о погоде и разошлись — вырежьте ее.
- Диалоги-информационные свалка. «Как ты помнишь, Джон, мы с тобой братья, и десять лет назад наш отец, владелец завода, исчез при загадочных обстоятельствах…» Люди так не разговаривают. Раскрывайте прошлое через конфликт, через действие, по крупицам.
Алгоритм, который работает: от нуля до черновика
Давайте соберем все в пошаговый план, по которому можно работать прямо сейчас.
- Идея и питч. Сформулируйте суть истории в одном-двух предложениях. Проверьте: есть ли герой, цель, конфликт?
- Синопсис (1-2 страницы). Распишите историю от начала до конца, обозначьте три акта. Где завязка? Где главный поворот в середине? Где кульминация и развязка?
- Сценарный план (поэпизодник). Разбейте синопсис на сцены. 40-120 сцен для полного метра. Просто перечень: «Сцена 1. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ. Анна ждет Сергея, нервничает».
- Проработка персонажей. Создайте карточки на главных героев. Пропишите их мотивацию, страхи, внутренние противоречия.
- Черновой набросок. Откройте программу для сценариев (Celtx). Начните писать, опираясь на план. Не редактируйте, не застревайте на идеальном диалоге. Ваша задача — дописать до конца. Пусть это будет уродливый, корявый, но ПОЛНЫЙ черновик.
- Выдержка и переписывание. Спрячьте черновик на две недели. Забудьте о нем. Потом вернитесь и перечитайте как строгий редактор. Где скучно? Где нелогично? Где персонаж ведет себя не в характере? Переписывание — это 80% работы сценариста.
- Внешняя критика. Отдайте сценарий на прочтение НЕ друзьям и родным (они будут хвалить), а тем, кто разбирается в драматургии или хотя бы честно скажет, где им стало неинтересно. Научитесь фильтровать критику, но будьте к ней открыты.
И последний, самый важный совет: пишите о том, что вас по-настоящему задевает, волнует, бесит или восхищает. Технике можно научиться, структуру можно освоить. Но искра, живая человеческая эмоция в основе — это то, что отличает просто грамотный текст от истории, которая зацепит других. Не гонитесь за коммерческим успехом, гонитесь за правдой своей истории. Индустрии всегда нужны хорошие истории. Возьмите инструменты, которые мы сегодня разобрали, и начните строить свою. Первую сцену можно написать сегодня вечером. Просто начните.