Главная > Драматургия > Драматург что пишет и как стать драматургом в России

Владислав Бирюков
183

Разбираю, как работает драматургия в кино и на сцене.
995
1 минуту

Человек, который пишет молчание: кто такой драматург на самом деле

Представьте, что вы пишете не роман и не стихи, а инструкцию по сборке эмоций. Вы создаёте мир, который должен ожить не в воображении читателя, а в трёхмерном пространстве сцены, под светом софитов, усилиями десятков людей. Ваши слова будут произносить другие, ваши паузы — проживать. Это не просто писательство. Это создание вселенной с нуля, где законы физики заменяются законами драмы. И самое парадоксальное — официально такой должности «драматург» в театре может и не быть. Но без него театр, как птица без крыла, просто не взлетит.

Часто думают, что драматург — это просто писатель для театра. Отчасти да. Но его главный инструмент — не описание, а действие. Не внутренний монолог, а диалог. Не то, что думает герой, а то, что он говорит и делает здесь и сейчас, на глазах у зрителя. В кино историю может рассказать пейзаж за окном, музыка или крупный план на глаза. В театре — только живой человек в «здесь и сейчас». И создать это напряжение — задача драматурга.

А ещё это профессия для терпеливых и смелых. Ваш текст — это не конечный продукт, а приглашение к диалогу. Его будут интерпретировать, резать, дополнять, оспаривать режиссёры, актёры, художники. Ваше детище перестанет быть только вашим, и в этом есть как боль, так и невероятная магия. Так кто же он, этот архитектор театральных миров, и как им стать в России сегодня?

Слово, пауза, конфликт: что на самом деле делает драматург

Если открыть любую пьесу, вы увидите странный, на первый взгляд, текст: имена персонажей, реплики, короткие пояснения в скобках — ремарки. Кажется, всё просто. Но за этой кажущейся простотой — ювелирная работа. Чем же занят драматург?

Изображение
  • Он конструирует конфликт из воздуха. В жизни конфликт тлеет где-то внутри, в мыслях. На сцене он должен стать видимым и слышимым. Драматург сталкивает не просто персонажей, а их цели, идеи, характеры. Вспомните «Чайку» Чехова: это не история о несчастной любви, а столкновение старого и нового искусства, тщеславия и наивной веры, отцов и детей. Каждая реплика — выстрел в этой дуэли.
  • Он пишет диалоги, которые звучат как жизнь, но ею не являются. Наш бытовой разговор состоит на 80% из воды: «ну», «это», «как бы». Диалог в пьесе — это сжатая пружина. Каждая фраза работает на несколько фронтов: характеризует говорящего, двигает сюжет, содержит подтекст (то, что на самом деле имелось в виду). Как у Островского: купеческая речь с её прибаутками и присказками — не просто колорит, а отражение целого мира, его ценностей и хитростей.
  • Он творит паузами. Да, молчание — тоже текст. Пауза Чехова, прописанная в ремарке, — это отдельное действие. Она может быть напряжённой, ироничной, многоточием после всего сказанного. Драматург расставляет эти тишины, как композитор — ферматы. Это момент, когда зритель додумывает, сочувствует, замирает.
  • Он создаёт партитуру спектакля ремарками. «За окном гаснет закат», «слышен звук отдалённого поезда», «говорит, не глядя на него». Это не декорации, а творческие задания для всей команды. Художнику по свету, звукорежиссёру, актёру. Хорошая ремарка — это поэзия в одном предложении, которая рождает тысячи образов.
  • Он первый зритель и внутренний режиссёр. Пишущий должен видеть будущий спектакль у себя в голове: как актёры двигаются, где находятся, какой свет их освещает. Он продумывает мизансцены ещё до того, как их придумает режиссёр.
Драматург — не тот, кто рассказывает историю. Драматург — тот, кто создаёт условия, чтобы история случилась прямо на глазах у зрителя. Его текст — это спусковой крючок.

Брат-близнец или другой зверь? Драматург против сценариста

«Ты же пишешь, вот и сценарий для сериала сочини». Знакомо? Путаница между драматургом и сценаристом — одна из самых частых. Да, они родственники. Но разница — принципиальная, как между архитектором и дизайнером интерьеров. Оба работают с пространством, но задачи и инструменты разные.

Драматург (театр): Его главный и почти единственный инструмент — слово и пауза. Действие рождается из диалога. Зритель в театре видит сцену целиком, его внимание нельзя резко переключить на крупный план, поэтому напряжение создаётся через речь, игру, статику и движение. Пьеса — законченное литературное произведение. Её можно и нужно читать, даже если вы никогда не пойдёте в театр. Текст здесь — король.

Сценарист (кино, ТВ): Его инструменты — слово + визуальный ряд. Сценарий — это не литература, а техническая инструкция для съёмочной группы. «КРУПНЫЙ ПЛАН. Дрожит рука с бокалом. В ГЛАЗАХ — страх. ОБЩИЙ ПЛАН. Он выходит из бара на пустынную ночную улицу». В кино история рассказывается кадром, монтажом, музыкой. Диалог часто вторичен. Ценность сценария раскрывается только в готовом фильме, сам по себе он — чертёж.

Изображение

Проще говоря: драматург пишет то, что нужно сказать и сыграть. Сценарист пишет то, что нужно снять и смонтировать. Опыт в одной области бесценен для другой, но переключаться между этими режимами мышления — отдельный навык.

Идеализм vs реальность: плюсы, минусы и суровая правда профессии

Прежде чем рваться в бой, стоит трезво взглянуть на изнанку профессии. Как и любое дело на стыке искусства и ремесла, драматургия — это не только овации и цветы.

Изображение

Плюсы, ради которых всё стоит:

  • Творческая реализация в чистом виде. Вы создаёте миры с нуля.
  • Влияние и отклик. Ваши идеи и слова могут изменить чьё-то мировоззрение. Вы видите живую реакцию зала — смех, слёзы, замершую тишину.
  • Долгая жизнь произведения. Хорошая пьеса может ставиться десятилетиями и веками. Ваш текст обретёт бесконечное количество интерпретаций.
  • Командная работа. Вы не одинокий гений в башне из слоновой кости. Вы часть мощного созидательного организма — театра.

Минусы, о которых стоит знать:

Изображение
  • Это не стабильная работа, особенно в начале. Штатных драматургов в театрах — единицы. Вы живёте на гонорары за постановки (разовые) и, если повезёт, авторские отчисления (проценты с билетов). Пока пьеса не стала хитом, это скорее хобби, приносящее нерегулярный доход.
  • Ваш текст будут «ломать». Режиссёрские правки, предложения актёров, требования продюсера — к этому нужно быть готовым. Ваше слово — не последнее.
  • Жесткая критика. Вашу работу будут разбирать критики, зрители в соцсетях, коллеги. Тонкая кожа здесь — помеха.
  • Необходимость постоянного самообразования и нетворкинга. Мало написать гениальную пьесу. Нужно знать, куда её нести, с кем общаться, как продвигать.

Где работать, если ты не Шекспир? Карьерные пути для драматурга в России

Увидеть своё имя на афише — главная цель. Но путь к ней редко бывает прямым. Чаще — это лоскутное одеяло из разных занятий. И это нормально.

  1. Театр (прямая дорога). Можно устроиться в театр на смежные должности: литературный сотрудник (готовит материалы, анализирует пьесы), помощник режиссёра. Находясь внутри системы, вы учитесь её устройству и можете «протолкнуть» свою пьесу.
  2. Кино и ТВ (смежная стезя). Работа сценарием в сериалах или на телевидении — отличная школа и, что немаловажно, источник более стабильного заработка. Навык строить сезонную дугу и прописывать диалоги для 20 серий — бесценен.
  3. Литературная и журналистская работа. Редактор в издательстве, театральный критик, журналист — всё это держит вас в тонусе, развивает чувство слова и даёт площадку для высказывания.
  4. Образование. Ведение драматургических мастер-классов, лабораторий, преподавание в вузах или студиях.
  5. Цифровые медиа и иммерсивный театр. Новейшая и перспективная область. Создание пьес для проектов с дополненной реальностью, интерактивных спектаклей, где зритель — участник.

Ключевые площадки для старта в России сегодня: фестивали молодой драматургии «Любимовка» и «Новая пьеса», конкурсы «Действующие лица», «Ремарка», «Первая читка». Театральные лаборатории (например, при «Театре.doc», ЦИМе). Это места, где можно заявить о себе, получить обратную связь от мэтров и, возможно, найти театр для постановки.

От мечты к афише: как стать драматургом с нуля

Профильного образования нет? Не беда. Драматургия — та область, где талант и труд часто значат больше диплома. Но системность никогда не помешает. Вот карта возможных путей.

Путь 1: Классическое высшее образование

Даёт фундамент, окружение и «корочку». Ищите: Специальность «Драматургия» — ГИТИС, ВГИК, СПбГИКиТ. Специальность «Литературное творчество» — Литинститут им. Горького. Гуманитарные факультеты

Путь 2: Короткие курсы и мастер-классы

Идеально для пробы пера и получения конкретных навыков. Это могут быть курсы по сценарному мастерству, сторителлингу, писательские мастерские при театрах. Здесь вы не столько за дипломом, сколько за технологиями, обратной связью и знакомствами.

Путь 3: Самообразование — путь дисциплинированных

Самый сложный, но и самый свободный путь. Ваш учебный план:

  • Читать пьесы. Не как литературу, а как конструктор. От классики (Чехов, Островский, Шекспир) до современности (Иванов, Вырыпаев, Гремина). С карандашом в руках: где завязка, как построен диалог, зачем эта пауза?
  • Ходить в театр. Не как зритель, а как исследователь. Смотрите разные постановки одной пьесы. Понимайте, как текст трансформируется на сцене.
  • Писать каждый день. Упражнения на диалог, этюды, скетчи. Записывайте живую речь в транспорте, в кафе.
  • Искать среду. Вступайте в сообщества, посещайте читки пьес (их часто проводят театры бесплатно). Без обратной связи и общения рост почти невозможен.
Главный совет от бывалых: не ждите вдохновения. Садитесь и пишите. Пусть сначала это будет плохо. Первая пьеса почти всегда неудачна. Вторая — чуть лучше. Пятая, может быть, на что-то будет годиться. Драматургия — это ремесло, которое шлифуется только практикой.

Сколько это стоит: про деньги без розовых очков

Давайте начистоту. Начинающий драматург, чьи пьесы идут в маленьких или государственных театрах, может получить за постановку от 30 до 100 тысяч рублей (разовый гонорар). Авторские отчисления — это обычно 2-5% от кассы. Если спектакль не аншлаговый, сумма выходит символическая.

Стабильный доход приносят смежные области: сценарии для ТВ, преподавание, редактура. Успешный, востребованный драматург, чьи пьесы идут в крупных театрах, может зарабатывать от 100-150 тысяч рублей в месяц и выше, но это уровень признания, до которого идут годы.

Поэтому стратегия мудреца: найти деятельность, которая кормит (журналистика, копирайтинг, преподавание) и параллельно, не спеша, оттачивать своё драматургическое мастерство. Вкладываться в обучение, нетворкинг и просто писать.

Итог простой, но нелёгкий. Драматург — это не профессия в обычном смысле. Это призвание, образ мысли и жизнь. Это готовность к нестабильности, жёсткой критике и бесконечной работе над текстом. Но это и возможность оставить след не в виде тиража книги, а в виде живого, пульсирующего события — спектакля, который каждый вечер заново рождается на сцене. Если мысль о том, что ваши слова будут произносить, ошибаться в них, проживать их другие люди, заставляет ваше сердце биться чаще — возможно, вы уже на правильном пути. Начните с одной страницы. Сегодня.

Еще от автора

Ваш сценарий идеален, но его всё равно придётся переписать. И вот почему

Вы только что поставили точку в своём сценарии. Он совершенен. Каждая сцена дышит, диалоги отточены, финал бьёт точно в сердце. Вы отправляете его продюсеру и ждёте восторга. А в ответ получаете список правок длиной в три страницы и фразу: «Отличная основа! Давайте адаптируем под бюджет и нового режиссёра». Знакомо?

Разгадываем код Голливуда: как на самом деле выглядит профессиональный сценарий

Вы открываете программу и перед вами — пустая страница. В голове уже крутятся образы, слышатся диалоги, вырисовываются персонажи. И первое, с чем сталкивается большинство новичков — это не творческий ступор, а технический: «А как, собственно, это всё записать?». Как оформить так, чтобы ваше детище восприняли всерьёз, а не отложили в сторону на первых же страницах со вздохом «дилетант».

Захотелось снимать кино? Давайте честно: путь оператора — это не про "взял камеру и гений"

Вы смотрите фильм и замираете от кадра. Не от актера, не от диалога, а от самой картинки. От того, как лег свет на лицо героя, как камера плавно скользит за ним, создавая ощущение тревоги или, наоборот, безмятежности. И возникает мысль: "Я хочу так же. Хочу создавать эти миры". Но с чего начать? Как из человека с горящими глазами превратиться в того, кого называют "художником фильма"?

Тихо! Идет запись. Или почему быть звукорежиссером — это больше, чем просто крутить ручки

Когда ты слушаешь любимый трек, смотришь блокбастер с эпичным саундтреком или даже смотришь стрим, где голос ведущего звучит кристально чисто, ты почти наверняка не думаешь о человеке за кулисами. Том самом, который отвечает за то, чтобы этот самый звук попал тебе прямо в душу, а не раздражал уши. Этот человек — звукорежиссер. И его работа — это магия, сплавленная с точной наукой, адреналин живых выступлений и титаническое терпение студийной работы.

Еще по теме

Захотелось снимать кино? Давайте честно: путь оператора — это не про "взял камеру и гений"

Вы смотрите фильм и замираете от кадра. Не от актера, не от диалога, а от самой картинки. От того, как лег свет на лицо героя, как камера плавно скользит за ним, создавая ощущение тревоги или, наоборот, безмятежности. И возникает мысль: "Я хочу так же. Хочу создавать эти миры". Но с чего начать? Как из человека с горящими глазами превратиться в того, кого называют "художником фильма"?

Вы точно хотите быть кинооператором? Сначала прочтите это

Вы когда-нибудь смотрели на кадр из любимого фильма — ту самую сцену, от которой мурашки бегут по коже — и думали: "Как они это сняли?" Поверьте, в 99% случаев за этим "как" стоит не режиссёр, а он. Человек с камерой. Кинооператор-постановщик. Тот, кто берёт слова сценария и эмоции режиссёра и превращает их в видимый, осязаемый, дышащий мир. Мир, в который мы верим.

Вы слышите больше, чем другие? Рассказываем, как превратить это в профессию

Есть люди, для которых мир звучит иначе. Они замечают, как на записи подкаста фонит холодильник на заднем плане. Они могут отличить «живую» гитару в треке от виртуального VST-инструмента. Их раздражает, когда в кино герой говорит в пустой пещере, а звук у него — как в звукоизолированной студии. Если вы из таких, вы уже на полпути к пониманию сути работы звукорежиссера. Это не тот, кто просто крутит ручки на пульте. Это тот, кто создает аудиальную вселенную, в которую мы погружаемся, слушая песню, смотря фильм или играя в видео-игру.

Что на самом деле нужно, чтобы звук стал профессией, а не хобби?

Вы слышите разницу между сырой вокальной дорожкой и тем, что льётся из колонок в любимом треке. Вы замечаете, как в хорошем фильме скрип половицы нагнетает тревогу, а в плохом — диалоги словно записаны в железной бочке. И вам в голову закрадывается мысль: «А ведь кто-то это делает. Может, и я смогу?». Поздравляю, вы уже на пороге мира звукорежиссуры. Мира, где техническая точность встречается с художественным чутьём, а работа часто остаётся за кадром, создавая ту самую магию, которую мы принимаем как должное.